Весна, сакура, зелень, афиши, концерты, коробка с пятью тысячами флаеров "TopoLa quartet", лаборатория, белые халаты, бак с жидким азотом... Руан милый, мощеные улочки чинно украсились цветами, в апреле чайки кричат громче, но нет ничего прекраснее дороги на вокзал. Раньше я в поездах спала. Теперь нетерпеливо ерзаю, жду Парижа и свободы. Спускаешься в метро на Сан-Лазаре и не глядя бежишь по лестничным пролетам, я каждый поворот знаю - сюда к русскому книжному, туда к друзьям, вот там на репетицию...
Даже в моей руанской реальности в Париже появляются новые места, новая рутина. Уже три раза репетиции квартета проходили в студии - подвальчик в 18 метров, все желтенькое, барабанная установка, ампли, микрофоны. В подвальчик спускаешься по железной лесенке, через боковое окошко на пролете добрые турки из соседней забегаловки передают подносы с кофе, а то и хлебцы горячие. Хозяин живет в том же доме, в последний раз его не было, оставил нам ключ под ковриком, мы ему - денежку возле чайника.
Наш басист, достойный потомок белогвардейцев, учит русский текст "Самбы на одной ноте".
- "Оставшиеся", - тренируется по слогам, - "ос-тав-ши-е-ся..." не хихикай, это меня изводит!
Даже слово "изводит" мне нравится. Мне никогда его раньше не говорили. А вам?
А вот басист мне звонит, полночь, у нас срочные дела.
- Хорошо, все понял, теперь je dois te laisser... как это по-русски... я должен тебя оставить. Как это правильно сказать?
Я не знаю, как правильно, но в "я должен тебя оставить" мне чудится что-то фаталистичное. Несоответствующее широте русской души.
- Говори - "Ты знаешь, мне пора..."
И он говорит "Ты знаешь, мне пора", и акцента почти нет, он доволен новым словам, а я только рада махнуть фатализм на доверительные интонации. Куда уж доверительнее, если сам им научил?
Наш темнокожий барабанщик тоже учит русские песни. Смешно говорит "Сольнышко"... не "pleuvet", а "плывет"! Еще у нас теперь есть Тина, солистка московской группы
Tinavie. Диски, интервью, фестивали, свои песни, выступления с Инной Желанной. Как-то незаметно наступил момент, когда новые люди приходят знакомиться с группой в студию. Ну да, так и должно быть... но еще совсем недавно репетиции проходили на квартире и тянулись весь день, а я тащила из Руана набор коробочек с обедом на всех. О, треклятая Мальвина, заставляющая мальчиков мыть руки.... впрочем, не могу сказать, что просить у турков кофе через окошко на лестнице мне нравится больше. Ну да, приходите на концерт,
уже 27го апреля, и Тина с нами.
После репетиций была поездка в Бильштайн. Уже третий раз в Германию, в старинный замок, фестиваль, всюду знакомые лица, и Паша Фахртдинов тут. Каждый раз замок фотографирую - и так никуда и не выложила, жизнь слишком быстрая... Дети у всех подросли. На волынке по вечерам больше никто не играет. Но лягушка в колодце все та же, и рояль в главном зале, и обязательный детский концерт. Крашеным яйцам да, вассеркохерам нет.
Наша парижская делегация маленькая, но яркая. Точно та компания, после которой звон в ушах - сладостный. Про музыкальную часть можно подсмотреть и подслушать
у нашего пианиста, а я лучше расскажу, как дорогу спрашивать. Если вы на машине и заблудились в Бельгии где-то возле Льежа, не переживайте, если первый же взятый язык не говорит по-французски. Он зато может например говорить по-словацки, а если рисовать цифры в воздухе, то и вообще все понятно. От воздушного "не парлю франсэ" до сурового "Что надо?" один шаг. А за первым шагом все свои. Дорога, дорога, такая дорога, почти из крапивинских книжек. Хочется снять любимую куртку и укутать в нее растерянного путника, любимые куртки остались где-то в Сибири в прошлом веке, не помеха, можно вот так - ладошкой, чуть-чуть, только вихорок пригладить...