Моя Изабела теперь работает преподавателем искусств в государственной школе в маленьком городе Жагвариуна, возле Кампинаса. Каждый вечер она заполняет классные журналы и рассказывает истории, произошедшие за день. В Бразилии уроки искусства есть вплоть до выпускных классов - она преподает 15-летним подросткам. Очень много узнаю от нее о современных артистах, но почти ничего не могу запомнить. Вчера она рассказывала про какого-то кадра, который сделал специальные куртки, которые надо было надевать - с идеей что искусство можно почувствовать только изнутри. Отсюда родился следующий шаг - искусство вокруг нас!, - и ее подростки получили задание нарисовать или сфотографировать то, что встречается им по дороге из дома в школу. Вчера мы эти картинки рассматривали. В основном все было выполнено в минималистcки-примитивистском стиле, с ровными линиями, проведенными, как по линейке. Где спортзал изображен, где церковь, где бар (квадрат с кружочками, символизирующий стол и бокалы).
Другое текущее задание, над которым работают ученики - написать рэп про начало уроков в школе. Этого нет в методичке по преподаванию искусств, это моя Изабела пытается их вовлечь. Все разделились на группки и творят свое. Трудно пришлось девочке с синдромом Дауна - она учится в общем классе.
Изабела попросила ее просто записать текст какой-нибудь песни, которая ей нравится. Она выбрала Роберто Карлоса. Так как рэп все исполняли у доски, она тоже захотела петь - вышла, забывала слова, запиналась, но весь класс стал тихонько ей подпевать и поддерживать. Один из моментов, который полностью окупает все трудности работы с детьми.
Другое потрясшее меня задание - "intervenção na escola", "вмешательство в школьную жизнь". Это есть в методичке. Корни опять же растут из современного искусства - какой-то немецкий артист, делавший статуи из льда. Публика должны была вынести их на солнце и поставить куда захочет - на солнце они таяли, знай смотри себе, как искусство проникает в окружающую жизнь только для тебя. Задание ученикам - придумать вмешательство в школьную жизнь! Каждая группа придумывала свое, кто плакаты о вреде марихуаны, кто развивал тему семи первородных грехов... Особенно запомнилась иллюстрация греха "гнев" - ученики попросили закрыть на перемене решетку на лестнице между учебными классами и столовой, и сняли видео негодующей толпы.
- И директор разрешила?!
- Разрешила конечно, это же задание из методички. И всего на две минуты...
Обязательные собрания учителей в школе два раза в неделю, по вечерам. Весь день ведешь уроки с восьми утра, в шесть вечера собрание. На уроках, так как народу много, перекличку обычно делают по номерам! Изабела единственная называет всех по имени. Имена, как это часто бывает, забавные... вчера нашли в журнале одного Майкла Дугласа. По фамилии Феррейро да Силва (очень широкораспространенное бразилькое сочетание, означающее "кузнец из леса").
В первые годы учительства правила по поводу отсутствия драконовские - не придти на работу без причины можно только два раза в год (в секретариате культуры моей Ракель - два раза в месяц)! Поэтому, если очень хочется, нужно идти сдавать кровь - за это дают справку об освобождении на день. Я это все в понедельник наблюдала - Изабела проспала, нервничала, предупредила школу, пошла сдавать кровь... кровь не взяли, она недавно была в родном штате Мато Гроссо и теоретически может быть шанс, что она подхватила малярию. Ждать теперь надо год. Но справку все равно дали!
Каждый вечер мы готовим вегетарианскую еду - я забочусь о своих работниках, как могу. То картошка с грибами, то рис и баклажаны по-пармежиански (меня один знакомый полицейский недавно научил). Завтракаю авокадо с солью и редиской - Изабела только головой качает.
- Не хочешь попробовать редиску?
- Не-е-ет, в ней же наверно семечки...
А сейчас мы будем сырники делать. Потом - автобус в родной Сан-Паулу.