В этот день я решила разобрать с детьми значение слова "характеристика". Как я уже писала прежде, детям в юном возрасте очень непросто говорить об отвлечённых понятиях, нужна наглядность. Обычно взрослому человеку трудно перестроиться на способ мышления ребёнка. Поэтому я применяю для себя такой способ, описанный ниже.
Утром во время завтрака обычно это происходит, я назначаю детям место и время проведения занятия. Сама же я ещё не знаю, о чём буду с ними говорить в этот раз. Есть смутное представление о том, что я хочу. Хочу, чтобы дети могли узнавать сложные слова и понятия, не абстрактные, но довольно приземлённые и практичные.
Тут мой взгляд падает на комбезик малыша. Это точка пересечения, она найдена! Дети любят малыша, ни сами когда то недавно были малышами, я люблю малыша - с этого мы и начнём. Значит, нам нетрудно будет сравнить одежду малыша с одеждой папы или попросить детей назвать различия в этих предметах. Итак, тема понятна! Я иду во двор, где дети играют, Вася не выражает особого желания к занятиям, поэтому очень важно, чтобы он не догадался, что оно уже началось. :) Чтобы заинтриговать детей ещё больше, я беру с собой щётку из мойки и зелёный свежий огурец с нового урожая, надеясь, что дети найдут в них что то общее. В мыслях уже роится: вот, я их спршу, к примеру, что общего между тем и этим, в голове у меня одновременно уже 100 мыслей! В этом возбуждённом состоянии я и начинаю занятие.
Я торжественно поднимаю щётку и прошу детей по очереди дать характеристику предмету. Ой, что такое характеристика? Смотрите, к примеру, щётка, она какая? ...Вот эти все слова входят в одно понятие - характеристика. На что ещё похоже это слово? Вслушайтесь... Да, тут слышно слово "характер". Какой характер у М.? А у В.? Характер относится к душевным качествам. Но характер есть даже у предметов! Посмотрите на эту щётку! Какой у неё характер?
- Колючий!
- Правильно. А цвет какой?
- Зелёный и белый!
- Правильно! Всё, что мы можем сказать о предмете "какой он" - это и будет ХАРАКТЕРИСТИКА предмета. Что ещё можно сказать об этой щётке?
Дети задумались и замолчали.
- Какой у неё размер?
- Маленький!
- Хорошо, маленький. Но вы можете сопоставить размер щётки с чем? В чём я её держу?
- В руке!
- Правильно! Значит, размер щётки сопоставим с размером руки!
Потом я приводу в пример огурец. Его очень удобно держать в руке и он легко умещается во рту, чтобы его укусить. Очень удобная форма, сопоставимая с размерами руки и рта человека. Детям это кажется забавным, но не очень вдохновляет, они не удивлены.
- Хорошо. Теперь вы знаете, что такое характеристиа предмета. ВОт вам следущее задание. Дайте мне характеристику вот этого предмета! - и я показываю детям малышовский комбинезончик.
- Это ванина кофта!
- Хорошо. Мы знаем теперь ЧЬЯ это вещь. Что ещё можно о ней сказать? Если это ванина вещь, она сопоставима с чем? ... С размером головы малыша, с размером его тела.... а теперь посмотрите на эту вещь!
- Это футболка бабушки!
- Правильно. Какой у неё размер? Посмотрите, размер можно определить по росту. Какого роста бабушка? А вы какого роста? - все идут мериться, чтобы узнать кто какого роста и размера.
После футболок, огурца и щётки сын 4 лет окончательно устал от занятия. В принципе он устаёт заранее, избалованное любимое дитя, часто предоставленное самому себе и сестре.
Я распускаю урок. Но потом время от времени я возвращаюсь к этой теме - ведь основа заложена. Я беру любой предмет и прошу его разглядеть повнимательнее, я прошу детей дать характеристику этому предмету, т.е. ВСЁ что они могут сказать об этом. Вообще, как вы заметили, я делаю акцент на том, чтобы дети могли максимально сосредоточиться на одном предмете, как бы на одной точке, на одном слове, вглядеться в него, чтобы это стало для них обычным упражнением для ума и развило наблюдательность. Дети у меня по прежнему любят смотреть мультики и развивающие игры, но в этих предметах есть слишком много готовых решений и от этого ум скольит по поверности, не замечая, что эти условия, по которым они движутся, созданным кем то. На мой взгляд надо учить детей делать остановку. Остановиться, чтобы задать вопросы. Задавать вопросы там, где, как им кажется, уже всё понятно. Если у детей других поколений озникал возраст почемучки, то современным детям УЖЕ ВСЁ ИЗВЕСТНО. Не потому, что они всё знают, а потому что у них от потока информации уже даже не возникает никаких вопросов. Они и так падают в изнеможении от этого потока. Поэтому детям так трудно полюбить знания и стать любознательными.
Мне было очень приятно, что когда я привела два дня назад детей в краеведческий музей г. Лиски, их не надо было тащить за уши: посмотрите сюда, посмотрите туда. Они сами бегали по залам и тянули меня посмотреть чтото необычное, перебивали меня от возбуждения, удивления перед чудом природы, чудом дел человеческих. Хотя конечно, я никогда не могу удержаться, чтобы не прокомментировть что то. Им нравится ходить по залу кругами и время от времни восклицать: "Ой, смотрите, а мы этого и не заметили! Вон, куда спряталась!". Желаю всем удачи, ходите с детьми в парки и музеи и развивайте наблюдательность по ходу дела! :) Может быть, вы найдёте какой то предмет, которыйскрывает загадку? Можно подложить в дупло дуба киндерсюрприз или карту сокровищ! Придумывайте и делитесь!