Потерялась я, прошу прощения. Давненько проводила, что вспомню, записываю.
"Мы сидим за столом. Я прошу детей назвать всё, что летает,
прошу их записать или зарисовать. Дети бегают, вылавливают листики бумаги - процесс пошёл. Вскоре дочь принсит список всего, что летает по её мнению. Я никак не сфотографирую эти листики. Вам было бы интересно судить по ним степень грамотности и эрудиции бойкого ребёнка 6-ти лет, такой как моя дочка. Я тем временем тоже написала свой список. Мой список более длинный, написан непонятно письменными буквами. Вася потом неоднократно имитировал такое письмо. Дочь сфабриковала список для Васи - такой же, но покороче, чем её. Вася отрицар причастность к этому списку - честный малый. Мы весело провели время. Я спрашивала: "А это - летает? А это?" Так мы добавляли списки забавными летающими предметами - подушками и огурцами, самолётами и воздушными шарами, летающими феями, человеком-пауком, а в конце Матрона вспомнила Ангела Хранителя. Поминая любовь дочери к рисованию, прошу зарисовать её всё, что мы сказали. Между тем, я подготовила для неё листик, где начала сама делать маленькие рисунки-иконки перечисленных предметов, распределённых по группам. Это я сделала преднамеренно, потому что мне было необходимо наглядно продемонстрировать, как группировать предметы. Так, у нас получились группы НАСЕКОМЫЕ, ТЕХНИКА, ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ, ИГРУШКИ, ПРЕДМЕТЫ, АНГЕЛЫ...Потом я взяла большую книгу с алфавитом. Мы следим за каждой буквой по алфавиту. Я прошу дочь найти группы, начинающиеся с "А" и т.д. по алфавиту. Мы записываем список групп по алфавиту. Потом мы нумеруем этот список. Потом каждой группе присваиваем свой номер. У нас вышло 9 групп. Сейчас точно не помню их наименвания. Как только будет время, сделаю фотографию наших листиков. Васе на половине пути стало уже скучно и он пошёл играть в машики. Ему всего 4 года с половиной, он пока что слушает, наматывает и уделяет больше внимания мужским занятиям - вождению автомобилей и игре в футбол. Закончила я свё занятие словами "Вот ЭТО называется РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ". Торжественно захлопнула азбуку и отпустила детей играть. Надо отметить, что детям очень трудно удерживать внимание на понятиях и предметах нематериальных, условных. Можно привлекать ЛЮБОЙ наглядный материал для описания абстрактной идеи. Особенно идея классификации как работа с алфавитом и нумерация - это пригодится в работе с литературой в библиотеке, поможет самому иметь способ хранения накопленной информации. К этой теме нужно неоднократно возвращаться. Если вы найдёте какие то игры, ребусы или загадки на тему алфавита, не пропускайте эту тему без внимания. Она так же важна, как у тема цифр. Ведь буква алфавита тоже имеет свой порядковый номер."
В другой день мы поднимались в гору на детскую площадку. Я попросила детей называть ВСЁ, что поднимается. Разница между тем, что летает, ведь очевидна? Тоже хорошая тема. Она интересна тем, что потом к ней можно возвращаться, спрашивать детей на площадке, а они что могут сказать на эту тему? Вася всегда предлагает смешные варианты - это тоже говорит о том, что он пытаясь рассмешить нас, так же напрягает своё воображение и думает, смешно ли будет сказать так, если мы тоже это себе представим?