Я прошу детей нарисовать день и ночь или сумерки. Матрона рисует ночь, отказывается делать тёмные силуэты. Вася делает большую синюю лужу и, когда я берусь помочь ему, обижается. Я рассуждаю вслух, разговариваю с Матроной, чтобы он слышал: «День, это когда как?.... Солнечно! Если есть свет, значит есть что?..... Тени! Значит, чтобы нарисовать солнечный день, нам нужно нарисовать контрастные тёмные пятна! Вот, рисуем… Смотри, Вася, как получается!» Вася отказывается смотреть. Я считаю день не вполне удачным в плане занятий. Рисунки мы повесили на стенке в коридоре.
День 6. То, что невидимо.
Я показываю детям акварельный пейзаж. Задаю вопрос: «Посмотрите на этот рисунок и ответьте мне: Что здесь не видно?» Дети предлагают свои варианты ответов. Я даю ответ на свой вопрос: «Здесь мы не видим корней! Вот растёт трава, растёт дерево, но корней здесь не видно!» Матрона пробует возражать:
- Но мы ведь можем нарисовать корни!
-Да, мы можем нарисовать корни, которые под землёй, но в жизни вы не увидите корней.
- Мы можем вырвать растение или выкопать!
-Да, но тогда растение погибнет. Почему растение, выкопанное из земли, погибает? Давайте подумаем.
Дети дают какой то ответ.
- Дело в том, что растение питается через корень. Чтобы накормить рстение, не надо бегать за ним с ложкой каши, его надо полить. А если растению надо дать лекарство, то надо лекарство растворить в воде и полить что? Землю, прикрывающую корень! Ещё что получает растение из земли? …. Кислород! Т.е. воздух! Растение не только питается через корень, но и дышит!
Что ещё имеет невидимые элементы? Вот машина! Что у неё невидимо?
Вася:
-Мотор!
Матрона:
-Но можно открыть капот и увидеть мотор!
-Это верно, но всё же мы закрываем мотор. Почему?
-Чтобы на него не упал снег, не упал дождь. Чтобы солнце его не расплавило и не нагрело.
- Итак, какой вывод мы можем сделать? В машине есть очень важные части, без которых она не может двигаться и эти части нужно защищать! Можно так же сказать, что земля защищает корень? … да! А что ещё имеет скрытые, но очень важные части? Посмотрите внимательно вокруг!.... Посмотрите, а у дома есть скрытые части?... Есть - это фундамент. Если фундамент не будет крепкий, то дом упадёт. Фундамент невидим, он под землёй. А у человека есть что то важное, что он скрывает, но что для него очень важно? Наверное, это могут быть скрытые слёзы. Например, очень хочется заплакать. А вы убегаете, чтобы их никто не увидел.
Матрона:
-Да, у меня такое было!
- А теперь давайте, я вам покажу кое что.
Мы идём к песочнице на зелёной лужайке. Здесь у нас есть лазалка и качели. Земля под качелями участками вытоптана - есть лысые места на почве. Я спрашиваю.
-А теперь скажите мне, почему трава растёт везде, а на этих участках не растёт?
Дети в недоумении. Видно, они никогда не задавались этим вопросом. Я пытаюсь дать им подсказку:
- Что нужно растениям для роста?
- Свет солнца!
- Так, что ещё?
- Значит, мы тут ходим, создаём тень и на этих участках не хватает солнечного света!
- Этот ответ не подходит. Посмотри, есть другие рядом участки земли, где растёт трава.
Дочь недоумевает. Я даю ей подсказку-объяснение.
- А можно ли сказать, что это не солнце и не растения виноваты, а может быть, это земля болеет? Вот если бы вы были врачами. Представьте, вам надо вылечить больную землю. Чтобы вы прописали, какие лекарства?... Смотрите, здоровая земля защищает корень и питает его. Эта земля может защищать корень? А питать? … Посмотрите, какая земля эта твёрдая! Я ходили по ней, топтались по ней, она стала очень плотная! Слишком плотная!
- Да, но и по другой земле мы тоже топчемся!
- Да, но видимо здесь, возле качелей мы топчемся намного чаще и сильнее!
- Давайте оживим эту землю?
Мы идём на огород за лопатами. Детям понравился такой поворот событий. Мы вскапываем этот лысый участочек земли.
- Смотрите, видите, земля внутри рыхлая, а ближе к наруже - очень плотная. Конечно, разве тут что нибудь может вырасти? Корням нужен воздух, а в такую плотную землю воздух не проникает!
Мы вскопали участочек лысой когда то земли. Что же делать дальше?
- Мы посеем семена!
- Да, но можно выкопать куски выросшей травы в здоровых участках и пересадить сюда. Семенами будет долго расти, вдруг мы опять затоптаем семена и они опять не прорастут.
Мы идём на улицу, выкапываем небольшой кустик белого тысячелистника и ещё какой то серебристой, стелющейся низкой травы. Несём домой, пересаживаем всё это в землю и присыпаем почвой. Потом поливаем.
Урок закончен!
Растения прижились, правда, остались вскопанные участки земли, по которым неудобно ходить. Но это не страшно, ведь есть другие места для хождения! Впредь, когда я посылаю Матрону выдирать лук для салатика, я обращаю её внимание на корневую часть растения лука и на верхнюю, наружную. Ей это нравится. Один раз мы попробовали всунуть такую луковицу снова в землю, но лук завянул, корень был плохо прикопан в землю, вывалился и не прижился.