Как мы выяснили, Сартр отказался от понимания Я как своеобразного полюса всех актов сознания и постулировал неразрывную связь и полную обусловленность сознания своим предметом
( Read more... )
В данном контексте под феноменом следует понимать предметность субъекта, открывающуюся перед взгладом Другого. Проще говоря, Я не может рассматривать себя в качестве феномена без своеобразного "взглада со стороны", т.е. взгляда Другого.
А Робинзон из Англии приплыл, там его и научили в качестве феномена себя рассматривать. :) А вот если бы он от рождения там оказался, был воспитан дикими волками, а потом встретил говорящего (я подчёркиваю, говорящего) Пятницу - тогда да.
Волков, кстати, я не случайно вспомнил. В семинарах Лакана описывается очень интересный случай, который он называет "Волк! волк!" Речь там идёт о мальчике четырёх лет, у которого, ввиду чрезвычайно сложных обстоятельств жизни, полностью отсутствовало сознание собственного Я. Вот он себя в качестве феномена ни секунды не рассматривал. Он вообще себя от окружающего пространства никак не отделял. И только последовательное простраивание психотерапевтом символического (читай логического) слоя его реальности позволило мальчику стать объектом собственного сознания.
Если это говорящий волк, как у Киплинга, - то да. :)) Я же говорю, Другой должен владеть речью. Только с помощью речи простраивается символический слой.
Не знаю, я у Сартра нигде не встречал высказываний по поводу эволюции, в том числе эволюции языка. Я сейчас занялся последней философской работой Сартра "Critique de la raison dialectique" - может быть там что-нибудь подобное отыщется.
Reply
Reply
Reply
Волков, кстати, я не случайно вспомнил. В семинарах Лакана описывается очень интересный случай, который он называет "Волк! волк!" Речь там идёт о мальчике четырёх лет, у которого, ввиду чрезвычайно сложных обстоятельств жизни, полностью отсутствовало сознание собственного Я. Вот он себя в качестве феномена ни секунды не рассматривал. Он вообще себя от окружающего пространства никак не отделял. И только последовательное простраивание психотерапевтом символического (читай логического) слоя его реальности позволило мальчику стать объектом собственного сознания.
Reply
Reply
Я же говорю, Другой должен владеть речью. Только с помощью речи простраивается символический слой.
Reply
Reply
Я сейчас занялся последней философской работой Сартра "Critique de la raison dialectique" - может быть там что-нибудь подобное отыщется.
Reply
Leave a comment