Бытие-в-мире у Сартра и Хайдеггера

Mar 02, 2013 16:09

Как мы выяснили, Сартр отказался от понимания Я как своеобразного полюса всех актов сознания и постулировал неразрывную связь и полную обусловленность сознания своим предметом ( Read more... )

Хайдеггер, Сартр

Leave a comment

Comments 8

mikeura March 2 2013, 15:25:26 UTC
а под феноменом Сартр что понимал?

Reply

andrey_gasilin March 2 2013, 17:08:59 UTC
В данном контексте под феноменом следует понимать предметность субъекта, открывающуюся перед взгладом Другого. Проще говоря, Я не может рассматривать себя в качестве феномена без своеобразного "взглада со стороны", т.е. взгляда Другого.

Reply

mikeura March 2 2013, 17:31:02 UTC
то есть, например, пока Робинзон Крузо не встретил Пятницу, то он не мог рассматривать себя в качестве феномена, а как встретил, то смог?

Reply

andrey_gasilin March 2 2013, 17:59:06 UTC
А Робинзон из Англии приплыл, там его и научили в качестве феномена себя рассматривать. :) А вот если бы он от рождения там оказался, был воспитан дикими волками, а потом встретил говорящего (я подчёркиваю, говорящего) Пятницу - тогда да.

Волков, кстати, я не случайно вспомнил. В семинарах Лакана описывается очень интересный случай, который он называет "Волк! волк!" Речь там идёт о мальчике четырёх лет, у которого, ввиду чрезвычайно сложных обстоятельств жизни, полностью отсутствовало сознание собственного Я. Вот он себя в качестве феномена ни секунды не рассматривал. Он вообще себя от окружающего пространства никак не отделял. И только последовательное простраивание психотерапевтом символического (читай логического) слоя его реальности позволило мальчику стать объектом собственного сознания.

Reply


Leave a comment

Up