Шведские "Геркулесы" не соответствуют требованиям

Sep 26, 2021 12:09

Раз уж так хорошо пошла тема по С-130, добавим чада кутежа и угара во мгле ада.

Как сообщило Шведское радио, военно-транспортные самолеты Tp-84 Hercules, в экстренном порядке привлеченные к эвакуации из Афганистана, с прошлого года не отвечают всем необходимым требованиям управления гражданской авиации. Машины старые и нуждаются в техническом обновлении, но программу их модернизации откладывают уже несколько лет, а для полетов пришлось получить временное разрешение на продление эксплуатации.



Погрузка беженцев на Tp-84 №848 в аэропорту Кабула © Försvarsmakten






Охрану им обеспечивали бойцы ССО из группы SOG © Försvarsmakten




Вечером 30 августа два Tp-84 вернулись домой в Сотэнес. На аэродроме базирования 73-й эскадрильи их встречают командир и начальник штаба 7-й флотилии © Per Forsberg / Försvarsmakten


Самолеты Tp-84 (Transportflygplan 84) эксплуатируются ВС Швеции с 1960-х - 1980-х. Предполагается, что они останутся на вооружении как минимум до 2030 года. Но реальной альтернативы для их замены нет, кроме закупки более современной (и дорогой) модификации C-130J Super Hercules.

"Если вы собираетесь использовать этот тип самолетов в течение очень долгого времени, вы должны их модифицировать, чтобы они шли в ногу с технологическим развитием. Швеция этого не сделала", - рассказала в подкасте SR Gräns полковник Малин Перссон. С июня 2019-го она командир 7-й (скараборгской) авиационной флотилии (Överste Malin Persson, chef på Skaraborgs flygflottilj F7), в состав которой теперь входит 73-я транспортная авиаэскадрилья (73. transportflygskvadronen - 73. tpflygskv).

До 2012 года самолеты военно-транспортной авиации были отдельным подразделением ВВС Швеции - 71-ым транспортным авиадивизионом (71. transportflygdivisionen - 71. tpdiv). Потом их свели в авиаотряд транспортных и специальных самолетов и передали 7-й флотилии (7. Transport- och specialflygenheten - 7. TSFE или F7/TSFE). А в начале 2021 года на базе отряда сформировали 73-ю эскадрилью.




Четыре самолета Tp-84 Hercules пролетают над Мальмё © Johan Nilsson/TT/NTB

У нее на вооружении сейчас пять транспортных "Геркулесов" C-130Н и один транспортно-заправочный C-130Е:
борт. №842 = Tp-84/T, то есть Tp-84B (Tanker) = C-130E-2 (построен в 1969 г., в 2010-м дооборудован для дозаправки в воздухе)
борт. №№ 844-848 = Tp-84D = C-130H-2 (№844 построен в 1975 г., остальные в 1981-м)




Foto © Försvarsmakten

Кроме того, на балансе службы материально-технического обеспечения FMV (Försvarets materielverk) остаются еще два старых "Геркулеса", которые хранятся на площадке предприятия компании Marshall Aerospace (Кембридж, Великобритания):
борт. №841 = Tp-84A = C-130E-1 (построен в 1964 г., с июня 2014-го летал до полного исчерпания ресурса, не годен к полетам)
борт. №843 = Tp-84C = C-130H-1 (построен в 1975 г., с июня 2014-го летал до полного исчерпания ресурса, но вроде бы формально ещё сохранил часть его, хотя если судить по спутниковым снимкам, процесс их каннибализации идет параллельно)




Шведские Тр-84 №№ 841 и 843 в Кембридже © Marshall Aerospace / Google Maps

Tp-84 может перевозить до 20 тонн грузов или 91 пассажира на скамейках, или 56 полностью экипированных десантников. В пассажирском варианте "люкс" можно установить в грузовом отсеке 65 обычных авиационных кресел, а в варианте медицинской эвакуации 72 носилок.



Foto © Försvarsmakten



Foto © Försvarsmakten





Помимо транспортных перевозок и дозаправки в воздухе наиболее активно Tp-84 используются для парашютно-десантной подготовки в Карлсборге, где базируются 3-й воздушно-десантный (лейб-гвардии гусарский) полк (К 3) и группа ССО SOG (Särskilda Operationsgruppen).




Foto © Försvarsmakten

Проблемы с военно-транспортной авиацией у ВВС Швеции давно.

После землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году правительство Швеции подверглось критике за то, что самолеты Tp-84 не использовались для эвакуации пострадавших шведов из Таиланда. Министр обороны обосновал это тем, что "Геркулесы" не предназначены для перевозки на такие расстояния, которые потребуют нескольких промежуточных посадок. В аналогичных ситуациях вооруженные силы раньше арендовали самолеты большей вместимости. Но в тот период спрос на дальнемагистральные самолеты резко возрос, а предложения на рынке было недостаточно для удовлетворения потребностей.

С учетом этого и после начала в 2008 году участия Швеции в силах быстрого реагирования ЕС, вооруженные силы предложили приобрести два тяжелых Boeing C-17 Globemaster III. Но цену в 2 миллиарда крон (200 млн. долларов) посчитали неподъемной, и вместо единоличной закупки Швеция вступила в программу стратегических воздушных перевозок SAC (Strategic Airlift Capability), где ее участие в совместном владении и эксплуатации тремя C-17 второе по объемам после США. Кстати, в начале лета этого года швед впервые стал командиром тяжелого транспортного авиакрыла (эскадрильи) НАТО HAW (Heavy Airlift Wing) на АвБ Папá в Венгрии.

Что касается Tp-84, то профессионализм шведских транспортников при доставках на дальние расстояния существенно возрос с началом участия в операциях в Ираке, Афганистане и Мали. Регулярные полеты очень этому способствуют.



Foto © Försvarsmakten



Доставка гуманитарных грузов в Ирак самолетом Тр-84 ВВС Швеции (аэродром Эрбиль, август 2015) © Försvarsmakten

А в плане повышения эффективности эксплуатации и технического обслуживания самолетов определенные надежды связывали с возможностью кооперации по C-130 ВВС Дании, Швеции и Норвегии в рамках организации оборонного сотрудничества NORDEFCO. В теории это позволяло экономить в год до 25% из 130 млн. евро общих затрат Северных стран на содержание военно-транспортной авиации. Меморандум о взаимопонимании по тактическим воздушным перевозкам NORTAT (Nordic Tactical Air Transport) подписан еще в 2012 году. В 2014-м заключили соглашение об использовании резервов летных часов друг-друга, но по вопросам логистики сотрудничество долго пробуксовывало.

Требовалось урегулировать значительные противоречия в вопросах поддержки эксплуатации "Геркулесов" на базе соответствующей кооперации. Каждая страна-участница имела свои приоритеты относительно приобретения и содержания машин данного типа. В частности, Дания закупила четыре C-130J напрямую у компании Lockheed Martin с предварительной оплатой комплектов запасных частей на весь планируемый срок их службы. При этом в положениях контракта были четко прописаны циклы послепродажного технического обслуживания. Норвегия получила четыре C-130J по соглашению с США в рамках федеральной программы межгосударственных военных продаж FMS (Foreign Military Sales). Это обошлось дешевле, но предполагало совсем иную организацию техподдержки. Такие различия существенно снижали потенциал для сотрудничества, так как и Lockheed Martin, и правительство США устанавливают строгие ограничения для третьих сторон на доступ к технической документации и комплектам ЗИП. Швеция тоже приобретала самолеты в полную собственность, но у нее более ранние модификации C-130E/H, которые при всем внешнем сходстве имеют огромные конструктивные отличия.

Соответствующие согласования с руководством компании-производителя и правительством США, с другими партнерами и подрядчиками продолжались почти 10 лет, завершившись лишь частичным успехом - в конце 2020-го Дания и Норвегия совместно подписали 7-летнее рамочное соглашение о поддержке эксплуатации C-130 с британской компанией Marshall Aerospace and Defense Group в Кембридже. Насколько можно судить по упоминанию ее выше, она же в какой-то форме сотрудничает по "Геркулесам" и со шведским правительством. Но пока не ясно, насколько там может идти речь о трехсторонней кооперации.


Швеция, sweden, c-130 hercules, Försvarsmakten, lockheed martin, Flyvevåbnet

Previous post Next post
Up