Германо-норвежский проект подводных лодок проекта Type 212CD (Common Design)

Feb 08, 2020 18:56

Вместо раздувания предыдущей темы решил вынести в отдельный псто.



Подводная лодка проекта Type 210 (тип Ula) в сравнении с ПЛ проекта Type 212

В понедельник прошло ровно три года с тех пор, как тогдашний министр обороны Норвегии Ине ЭРИКСЕН-СЁРЕЙДЕ официально объявила, что новые субмарины для замены подводных лодок (ПЛ) типа Ula проекта Type 210 будут закуплены в сотрудничестве с Германией. Было бы серьёзным преувеличением сказать, что этот проект широко освещается в СМИ. По крайней мере, если сравнивать, например, с приобретением истребителей F-35 для ВВС Норвегии. В этой связи есть смысл собрать воедино всю достаточно разрозненную информацию по проекту. Причем пальма первенства здесь явно принадлежит не норвежским, а немецким ресурсам. В общем, получается как-то так:

В настоящее время в боевом составе флота ВМС Норвегии находятся шесть ПЛ типа «Ула» постройки 1989-1992 годов. Все лодки этого типа прошли модернизацию в 2006-2008 гг., второй этап проводится с 2012 года по настоящее время. После продления срок их эксплуатации заканчивается в 2020 году. Для четырех ПЛ его планируется повторно продлить до 2028 года, когда ожидалось начало эксплуатации новых лодок.

В 2017 году правительство утвердило проект программы Prosjekt 6346 для закупки четырех ПЛ нового поколения с опционом на возможное приобретение еще двух. В качестве страны поставщика выбрали Германию. Рамочная стоимость проекта составляет 43 054 млн. крон (4,4 млрд. евро) с выделением в 2019 году 1 090 млн. крон (10 млн. евро) для подписания контрактов. Договор на совместное с Германией производство новых ПЛ должен быть заключен в 2019 году, а поставка лодок заказчикам будет осуществлена в 2025-2030 гг. с темпом строительства по одной лодке в год, при этом первая войдет в боевой состав ВМС в 2026 году, последняя в 2030-м, а Германия должна получить третью и шестую ПЛ в серии. Но теперь планы поползли вправо. Впрочем, об этом уже все сказано, и сейчас не об этом.

3 февраля 2017 года норвежское правительство объявило о выборе германской tKMS в качестве стратегического партнёра для программы разработки и производства новых ПЛ усовершенствованного проекта Type 212CD (Common Design). Основу данного партнёрства составляет подписанное в августе 2017 года межгосударственное соглашение, предусматривающее совместное производство и эксплуатацию четырёх однотипных подводных лодок для ВМС Норвегии и двух для ВМС ФРГ. Выбор в пользу Германии сделан по итогам проведения тендера, во втором туре которого конкурентом проекта Type 212 выступала французская Scorpene.





После подписания межгосударственного соглашения соответствующие переговоры начались с германской судостроительной компанией tKMS, завершение которых ожидалось до конца 2018 года.

Норвегия и Германия получили предложение от tkMS 30 октября 2018 года и началась подготовка "твердого" контракта, подписание которого оптимистично планировалось до начала 2020-го. А дальше что-то пошло не так.

Но это все потом. А 10 сентября 2018 года представители федерального агентства Бундесвера по вооружениям, информационным технологиям и их эксплуатации BAAINBw (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr) и закупочного агентства МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) подписали заявление о намерениях по совместному производству и эксплуатации шести ПЛ, детализировав первоначальный меморандум о взаимопонимании между ВС Германии и Норвегии. Кроме непосредственно закупки ПЛ стратегическое партнёрство предполагает двухстороннее сотрудничество в организации подготовки и обучения личного состава экипажей и персонала береговых служб в эксплуатации материальной части; техническое обслуживание и ремонт, обеспечение запасными частями и материалами в течение всего срока эксплуатации; последующую модернизацию.

Следует отметить, что германская сторона обязалась предоставить субконтракты на производство отдельных видов ремонта ПЛ ВМС Норвегии норвежским предприятиям. Перспективная организация таких работ согласована обеими сторонами и должна осуществляться на базе существенно модернизированного ремонтного комплекса в ГВМБ Хоконсверн.

Основными направлениями НИОКР совместно руководят НИИ МО Норвегии FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) и военно-технический отдел WTD 71 агентства BAAINBw по разработке новых подводных технологий, включая снижение гидроакустической заметности и защиту от морских мин, литий-ионные аккумуляторы, а также управляемые ракеты.




212A специально разработан для Балтийского моря, а 212CD - для океанских перевозок.

Тип 212CD - это подводная лодка, которая последовала за типом 212NG (Next Generation), разработанным tKMS для ВМС Германии. НГ в свою очередь вышел из 212А. Когда Норвегия проявила интерес, родился Тип 212 Common Design.

Кроме того, 212CD получил композитный винт, который, по данным tKMS, намного легче и тише. Кроме того, используется немагнитная сталь, чтобы оставаться максимально невидимыми для магнитных датчиков.

В конструкции новых ПЛ планируется внедрить современные технологические решения, что обеспечит им более высокие боевые и эксплуатационные характеристики в сравнении с базовой моделью проекта Type 212А. С учетом опыта длительных боевых служб ПЛ ВМС Норвегии в Средиземном море, для действий в тропических водах лодки оснастят эффективными системами охлаждения и кондиционирования воздуха.

ПЛ будет иметь ряд характерных конструктивных особенностей для снижения заметности, включая новую форму корпуса со специальным покрытием, переотражающим эхо-сигналы гидроакустических станций (ГАС) в направлениях, затрудняющих их прием. С этой же целью планируется использовать изогнутые, а не плоские антенны ГАС бокового обзора вдоль бортов. Как и предыдущие ПЛ германской постройки (проекты Type 206 и Type 212А), новые лодки будут иметь корпус из высокопрочной стали с применением аустенита. Наряду с высокой коррозийной стойкостью к воздействию морской воды, преимуществом данного материала являются его немагнитные свойства, снижающие опасность от подрыва морских мин и вероятность обнаружения магнитометрами, что особенно актуально при действиях в прибрежных водах.

Пропульсивная система ПЛ проекта Type 212CD впервые будет включать не традиционные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АКБ), а литий-ионные. Они выдерживают более 5000 циклов "заряд-разряд", что на порядок больше аналогичного показателя для свинцово-кислотных. С учетом более высокой зарядной мощности у литий-ионных батарей, процесс их заряда проходит быстрее, а разряд более полный. Свинцово-кислотная АКБ может отдавать не более 80% накопленной энергии, а полный разряд приводит к ее разрушению. Факторами, ограничивающими процесс заряда литий-ионных батарей, являются только параметры дизель-генераторов, мощность зарядного тока которых должен быть увеличен на ПЛ Type 212CD по сравнению с Type 212A. Благодаря этому возрастут скорость и дальности плавания ПЛ нового проекта.

Наиболее наглядно преимущества новых АКБ будут проявляться на ходовых качествах ПЛ при максимальной скорости, где литий-ионный аккумулятор в 2-3 раза превосходит мощность свинцово-кислотной батареи, у которой при полной нагрузке возрастает внутреннее сопротивление, ограничивающее токоотдачу. Соответственно ПЛ с литий-ионными аккумуляторами будет иметь в 2-3 раза большую дальность подводного плавания максимальным ходом.

Литий-ионные АКБ относительно просты в обслуживании, в то время как основным недостатком свинцово-кислотных является выделение водорода при нарушении цикла заряда и связанная с этим взрывоопасность. Но при этом у литий-ионных АКБ высока опасность самовозгорания, что до последнего времени сдерживало начало их внедрения для использования на ПЛ.

Из всех возможных вариантов литий-ионных аккумуляторов германские специалисты остановили свой выбор на литий-железо-фосфатных (LiFePO4 или LFP). В сравнении с широко используемыми в современной бытовой технике литий-оксид-кобальтовыми (LiCoO2), LFP-батареи обладают несколько худшими характеристиками, включая меньшую плотность энергии (отношение запасенной энергии к единице массе или объёма батареи). Также LFP-батареи существенно тяжелее. Тем не менее, даже их масса втрое меньше свинцово-кислотных АКБ при одинаковых параметрах мощности. Выбор же в пользу литий-железо-фосфатных АКБ обусловлен тем, что у данной технологии существенно ниже вероятность самовозгорания. Поэтому в совокупности с предложенными компанией tKMS мерами конструктивной защиты это должно обеспечить приемлемый уровень пожаробезопасности для ПЛ ФРГ и Норвегии.

Для движения на самом малом подводном ходу ПЛ Type 212CD будут использовать воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ) с топливными элементами, действующую за счёт холодного сжигания водорода и кислорода, которые смешиваются в отдельном топливном баке. Этот вариант доказал свою эффективность при эксплуатации на лодках проекта Type 212А.

В отношении состава вооружения, кроме стандартных 533-мм торпед DM-2A3 Seehecht германского производства перспективные ПЛ также планируется оснастить новыми УР с подводным стартом IDAS (Interactive Defence & Attack System for Submarines). Консорциум IDAS Consortium немецких компаний tKMS и Diehl BGT Defence разработал систему ПВО ПЛ, оснащенную дозвуковыми зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) для борьбы с малоскоростными низколетящими воздушными целями.

Главными объектами поражения ЗРК IDAS считаются противолодочные вертолеты, действующих при поиске ПЛ с опущенным гидролокатором на малой высоте и с низкой скоростью, от чего они становятся уязвимыми для средств ПВО. При этом дополнительно возможна стрельба по малоразмерным быстроходным надводным целям и береговым объектам вблизи уреза воды.




Ракета имеет стартовую массу 138 кг, длину 2800 мм, диаметр/калибр 180/240 мм, скорость 240 м/с, дальность стрельбы около 20 км. Первоначально разработчики планировали оснастить ракету тепловизионной системой самонаведения, но впоследствии посчитали такую систему избыточно сложной. Для поражения вертолетов достаточно дистанционного управления по волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). Поэтому ЗУР IDAS оснастили модифицированной тепловизионной ГСН от ракеты IRIS-T класса «воздух-воздух», разработанной группой компаний шести стран при лидирующей роли немецкой Diehl и являющейся одной из наиболее высокотехнологичных среди современных аналогов.




Встроенный цифровой процессор обрабатывает полученное изображение цели, сравнивая полученный результат с базой данных инфракрасных портретов всех известных летательных аппаратов. Определив перед собой самолет НАТО или гражданский авиалайнер, ГСН блокирует радиовзрыватель. После этого ракета продолжает полет и самоликвидируется на безопасном расстоянии.




Загрузка ЗУР IDAS в ТПК и контейнера на ПЛ




Четыре ЗУР комплекса IDAS размещаются в одном ТПК, соответствующем габаритам торпеды DM-2A3 Seehecht. Два таких контейнера загружаются в верхние ТА ПЛ. Таким образом, общий боезапас ЗУР IDAS на ПЛ составляет восемь единиц. Перед стартом из подводного положения контейнер заполняется водой, и ракета выталкивается из него при помощи поршня с гидравлическим приводом. После выхода из ТА раскрываются управляющие поверхности, включается твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) и ракета выходит из-под воды в воздушное пространство.

Одной из главных трудностей проекта стала разработка РДТТ, способного одинаково эффективно работать как под водой, так и над ее поверхностью. Успешно решена задача использования ВОЛС для управления ЗУР. У разработчиков существовали опасения, что под водой и в воздухе ВОЛС не сможет работать с одинаковой эффективностью, но испытания их не подтвердили.

Особенностью новой системы оружия является то, что в базовой комплектации она не требует внесения изменений в конструкцию бортового торпедного интерфейса TBI (Torpedo Board Interface), приборов управления торпедной стрельбой и обновления всего связанного с ними программного обеспечения (ПО) в БИУС ПЛ. Наведение ракет IDAS на цель может осуществляться с отдельного защищенного портативного ПК-ноутбука. Но для повышения эффективности стрельбы необходимо вводить в него из БИУС данные об ожидаемом времени, метеоусловиях и обстановке в районе нахождения цели.

С 2015 года ЗРК IDAS проходил всесторонние испытания, включая и первый успешный пуск ЗУР из подводного положения в июне 2016 годас норвежской ПЛ KNM Uredd типа Ula на ракетном полигоне "Аннёй" (Andøy).



Крылатая ракета NSM-SL в стартовой капсуле (проект)

Согласно официальным заявлениям представителей Норвегии и Германии, пока не планируется включение в состав вооружения перспективных ПЛ крылатых ракет NSM-SL (Naval Strike Missile - Submarine Launch) класса "подводная лодка-поверхность". Возможность этого рассматривалась, но в связи с общей задержкой программы NSM на 10 лет начало НИОКР по адаптации ракеты для подводного старта из торпедного аппарата начались только в 2015 году. Их окончание и готовность к началу серийного производства ожидается не ранее 2026 года, тогда и может быть принято решение о вооружении КР NSM-SL ПЛ проекта Type 212CD.

Программа реализуется норвежской группой компаний Kongsberg при финансовой поддержке МО Норвегии. Рамочная стоимость проекта составляет 4,127 млрд. крон (486,9 млн. долл.), из них в 2016 году выделено 193 млн. крон (23 млн. долл.).

Поскольку габариты стандартной ракеты не позволяют разместить ее в ТА ПЛ, в лодочной модификации планируется использовать корпус авиационной версии КР JSM (Joint Strike Missile), совместимой по конструкции с NSM на 70%. Новую ракету оснастят системой управления и твердотопливным ускорителем от КР NSM, а также дополнительным вышибным зарядом для минометного старта. Он срабатывает после отстрела капсулы из торпедного аппарата и всплытия ее в вертикальном положении, выбрасывая ракету из-под воды для набора начальной высоты, раскрытия аэродинамических поверхностей, запуска ускорителя и маршевого двигателя.

Исходя из того, что новые подводные лодки ВМС Норвегии и Германии должны быть полностью идентичными, вплоть до используемой аппаратуры шифрования и ЗАС, обе стороны проекта должны согласовать все его малейшие детали. Вместе с тем, хотя участвующие в проекте компании пришли к единому мнению по большинству вопросов, представители ВМС двух стран до сих пор демонстрируют различные подходы к отдельным аспектам программы. Так, руководство ВМС Норвегии считает необходимым наличие водонепроницаемых переборок, как основного конструктивного средства обеспечения непотопляемости ПЛ. Но по мнению германских специалистов, это приведет к увеличению массогабаритных характеристик и росту конечной стоимости, ввиду необходимости дублирования многочисленных систем выживания в отдельных отсеках.

В целом совместная германско-норвежская программа строительства подводных лодок проекта Type 212CD характеризуется рядом особенностей, включая планируемое использование при их постройке передовых технологических решений, к которым относятся использование литий-ионных АКБ, оснащение ЗРК для стрельбы из подводного положения, а также конструктивные меры, направленные на снижение гидроакустической заметности.

Очевидно, что эта программа несет значительные финансовые и технологические риски. С другой стороны, приняв на вооружение подводные лодки нового поколения с существенно возросшим технологическим уровнем и соответствующими боевыми возможностями, ВМС Норвегии и Германии рассчитывает получить изрядный запас в преимуществе над вероятным противником, в качестве которого рассматривают известно кого.

При этом из-за высокой стоимости программы реализация опциона на постройку дополнительно еще двух ПЛ проекта Type 212CD кажется маловероятной, хотя заявления о необходимости этого звучат регулярно. По крайней мере, в Норвегии.

Также нужно заметить, что реализация программы Prosjekt 6346 позволила существенно расширить военно-техническое сотрудничество между Норвегией и ФРГ сразу по нескольким направлениям, основным из которых в рамках совместных военно-технических проектов являются разработка новой БИУС ПЛ, а также создание новых и развитие существующих ракетных технологий.

В частности, 1 декабря 2017 г. Германия и Норвегия пришли к соглашению о дальнейшей совместной разработке единой для двух стран ракеты на основе КР NSM класса "поверхность-поверхность". Министерство обороны Норвегии 20 июня 2018 года заключило с Kongsberg контракт на 220 млн. крон (25,96 млн. долл.) для модернизации КР NSM по программе "Долгосрочной эволюции" для доведения ее характеристик и конструкции до требований ВМС ФРГ. Договор заключен сроком на один год и является первым этапом реализации подписанного в феврале 2017 года соглашения о двустороннем военно-морском норвежско-германском сотрудничестве. Планируется, что КР NSM в перспективе заменят ПКР RGM-84 Harpoon после завершения сроков их эксплуатации на германских ФР УРО типов Brandenburg, Sachsen и Baden-Württemberg, а также войдут в состав вооружения перспективных германских фрегатов УРО проекта F126 и многоцелевых кораблей проекта MKS180. Таким образом, Германия станет пятой страной, принявшей на вооружение КР этого типа после Норвегии, Польши, Малайзии и США.

Кроме того, в октябре 2017 года норвежская компания Kongsberg, германская tKMS и ее дочерняя фирма Atlas Elektronik учредили совместное предприятие kta Naval Systems. Являясь монопольным субподрядчиком программ строительства ПЛ на верфях tKMS, эта компания будет вести разработку, поставку и техническое обслуживание БИУС в рамках совместного норвежско-германского проекта. Головной офис kta Naval Systems разместят в г. Конгсберг (Норвегия) с филиалом в г. Бремен (Германия). Долевое участие в рамках совместного предприятия составляет по 50% у Kongsberg и Atlas.


212cd (common design), norway, Германия, Ула, sjøforsvaret, Норвегия, ula, naval strike missile (nsm), iris-t missile

Previous post Next post
Up