Рано списывать норвежские подводные лодки типа "Ула"

Feb 08, 2020 17:32



Foto © Forsvaret

20 января вместе с сообщением о тральщиках главнокомандующий ВС Норвегии адмирал Хокон БРЮЮН-ХАНСЕН также официально подтвердил еще и необходимость продления эксплуатации ПЛ типа Ula на период после 2026-2030 годов. Это связано с затягиванием сроков заключения контракта на полномасштабную разработку и строительство серии новых ПЛ проекта Type 212CD (Common Design) для ВМС Норвегии и Германии. В соответствии с пока еще не откорректированным графиком, договор планировалось подписать до начала 2020 года, а поставка норвежскому флоту первой из четырех ПЛ планировалась на конец 2026-го. Однако власти двух стран пока так и не смогли прийти к соглашению с генеральным подрядчиком в лице немецкой компании tKMS (thyssenKrupp Marine Systems GmbH). Переговоры продолжатся в текущем году, и от их успеха будет зависеть изменение графика поставок, поскольку от момента подписания контракта до передачи первой ПЛ заказчику требуется около семи лет.

Подчеркивается, что на правительственном уровне Норвегия и Германия согласовали и заключили все формальные соглашения. Остается "твердый" договор с tKMS, который сейчас обсуждается, а также соответствующее соглашение о промышленной кооперации.

Норвегия упорно пытается помочь предприятиям национального ВПК оторвать кусочек покрупнее от бюджета проекта, рамочную стоимость которого в норвежской его части сначала оценивали в 20-30 миллиардов крон. Но потом сумма увеличилась до 41, а сейчас зафиксировалась на уровне 43-44 миллиарда (4,4 млрд. евро), хотя и сохраняет все шансы для дальнейшего роста, даже без учета возможного опциона еще на 1-2 единицы. Таким образом, проект уже перешагнул половину от 82 миллиардов самой крупной программы военных закупок за всю историю страны - истребителей пятого поколения F-35A Lightning II.

Кроме того, Стортинг требует, чтобы уровень промышленной кооперации соответствовал стоимости контракта, а обратные закупки должны обеспечивать доступ норвежской оборонной промышленности на немецкий рынок в приоритетных технологических областях. И все это должно быть согласовано до подписания основного договора.

В Норвегии на госуровне действует требование, что после закупки товаров и услуг оборонным ведомством за границей с контрактами более чем на 50 миллионов крон, страны-бенефициары в обязательном порядке должны инвестировать эквивалентные суммы в ВПК Норвегии. Такая схема называется обратной закупкой и является инструментом промышленной политики для поддержки национальных производителей и облегчения доступа на внешние рынки предприятиям норвежского ВПК.

В качестве отрицательного примера вспоминают, что этого не сделали, когда Норвегия заказывала ПЛ типа Ula в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Тогда просто заключили договор на их покупку без обязательного соглашения о промышленном сотрудничестве и без обязательств ФРГ по приобретению ПЛ того же типа. Согласно проведенному десять лет назад анализу Института оборонных исследований FFI (Forsvarets forskningsinstitutt), в результате ни ожидаемая экономия, ни обратные закупки, ни другие возможные положительные результаты от сотрудничества так и не были реализованы. Хотя Норвегия всегда пользовалась хорошей поддержкой со стороны немецкой промышленности и управления BWB (Bundesamt für Wehrtechnik und Beschaffung), но стоимость жизненного цикла для ПЛ типа Ula могла бы быть значительно ниже, если бы ФРГ не отказалась в 1977 году от планировавшегося приобретения лодок Type 210 для своих ВМС, и Норвегия не осталась единственным в мире эксплуатантом ПЛ данного проекта.

С учетом таких обстоятельств, видимо, переговоры с федеральным правительством и tKMS идут непросто. И даже если удастся что-то дополнительно выторговать, то не так уж и много, потому что параллельно правительство Норвегии усиленно бросилось искать новых соучастников для проекта 212CD в надежде, что более широкое, чем двустороннее норвежско-германское международное сотрудничество позволит хоть немного сократить затраты.

Италия

Проект Type 212CD основан на оригинальном дизайне 212A - тип ПЛ, которые уже имеют 20-летний опыт эксплуатации в ВМС не только Германии, но и Италии. Оригинальные ПЛ Type 212A, как немецкие, так и итальянские, регулярно проходят модернизацию с заменой отдельных компонентов новыми, разрабатываемыми как раз для Type 212CD. В связи с этим в tKMS рассматривают Италию в качестве потенциального покупателя дизайна 212CD, а параллельно в Осло начали зондировать почву, чтобы попробовать сподвигнуть Рим на полноценное участие в программе 212CD.

Пожалуй, при всей неоднозначности этот вариант является самым реальным из возможных.

В настоящее время у ВМС Италии есть четыре ПЛ типа Todaro (Type 212) и четыре устаревшие типа Sauro. В опубликованном в начале 2019 года документе "Стратегическое планирование" указано, что тип Sauro планируется заменить четырьмя ПЛ проекта Type 212, возможно, в варианте 212CD.

Нидерланды

Голландцы - близкий партнер Норвегии по НАТО, а подводники двух стран традиционно поддерживают тесные контакты. При этом Нидерланды вышли на международный рынок поиска замены своим ПЛ типа Walrus лишь ненамного позже, чем Норвегия для ПЛ типа Ula. С тех пор для голландцев постоянно действуют приглашение в любой момент присоединиться к совместному проекту Норвегии и Германии. Однако, насколько известно, ВМС Нидерландов нужны более крупные лодки, чем Type 212 - с большей мореходностью и автономностью, чтобы действовать на заморских голландских территориях в Карибском бассейне. Что-то вроде французской Scorpene, для участия которой в тендере Naval Group год назад в феврале 2019-го решила объединить усилия с голландским судостроителем Royal IHC.

Для подготовки ей достойного конкурента по программе Walrus Replacement Program национальная компания Damen Schelde Naval Shipbuilding объединилась в консорциум с Saab, чтобы адаптировать к требованиям ВМС Нидерландов шведский проект A26 ( см. ниже). Планируется использовать опыт постройки ПЛ типа Collins, основные части которых производила Kockums, а собирали их на австралийской верфи в Аделаиде.

В конкурсе для ВМС Нидерландов немецкая tkMS участвует со своим проектом Type 212CD, но с учетом известных обстоятельств шансы её невысоки. Кстати, именно в споре с Damen недавно tkMS потерпела фиаско в конкурсе для своего собственного флота - ВМС Германии подписали контракт на строительство будущих фрегатов MKS 180 с голландцами.

Четвертым участником голландского конкурса по программе Walrus Replacement Program является испанская Navantia с проектом S-80 Plus. Но на фоне известных проблем тут вообще не о чем говорить.

Контракт на строительство первой подлодки нового поколения Нидерланды планируют подписать в 2021 году, а ее поставка ожидается в 2027 году.

Польша

В 2002-2003 годах Норвегия продала Польше четыре своих ПЛ типа Kobben немецкого проекта Type 206 постройки 1964-1967 годов. До настоящего времени они числятся в боевом составе польского флота, командование которого рассматривает варианты их замены. В связи с этим Норвегия на протяжении многих лет ведет переговоры с Польшей с целью возможного сотрудничества в области закупок, эксплуатации и технического обслуживания новых подводных лодок.

С норвежской стороны была надежда добиться сотрудничества в области совместных закупок ПЛ Type 212CD. Другой возможный вариант заключался либо в приобретении Польшей бывших в эксплуатации норвежских ПЛ типа Ula проекта Type 210, либо хотя бы двух немецких б/у из четырех 212А. Флот Германии мог тогда бы разместить заказ еще на две Type 212CD, чтобы заменить ПЛ, переданные Польше, уменьшив тем самым себестоимость единицы в варианте 212CD при строительстве более крупной серии из восьми лодок вместо шести.

Однако сейчас всё идет к тому, что Польша вместо всех этих вариантов купит в Швеции подержанные ПЛ типа Södermanland. Впрочем, для норвежских ПЛ типа Ula покупатель всё еще может найтись, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Швеция

Как это ни смешно звучит, но ходят слухи, что в качестве возможного партнера рассматривали даже эту страну. Чтобы понять причину для столь нервной реакции, надо слегка углубиться в историю.

В середине 1990-х годов начались переговоры о совместной программе ПЛ Северных стран Nordic Submarine, более известной как «Проект "Викинг"» (Viking Project). Планировалось построить на тогдашней шведской верфи Kockums десять однотипных лодок нового поколения - четыре для Норвегии, четыре Дании и две Швеции. Но, просуществовав около десяти лет, проект развалился после того, как Дания отказалась от продолжения эксплуатации подводных лодок в своих ВМС.

С тех пор семь лет исследований вопроса привели к тому, что правительство Норвегии в ноябре 2014 года приняло решение о проведении конкурса для закупки новых лодок. Первоначально для участия в конкурсе пригласили шесть участников, одним из которых был шведский проект A26. Предложившая его Saab Kockums неоднократно подчеркивала, сколько норвежской ДНК содержится в этой подводной лодке, именно со ссылкой на Viking Project. Ага, весной 2016 года шведы вылетели из конкурса еще в первом туре вместе с итальянской Fincantieri, испанской Navantia и корейской DSME.

И ведь всё это на фоне предыдущей обиды за истребитель Gripen и последующей за САУ Archer. Не, нуачё, за спрос ведь денег не берут?

Кстати, между прочим, есть много признаков того, что в течение всего прошедшего 2019 года ситуация на Saab Kockums оставалась почти критической. Недавно министр обороны Питер ХУЛЬТКВИСТ информировал об этом Риксдаг за закрытыми дверями, но кое-какая информация просочилась наружу. Впрочем, и об этом мы тоже поговорим как-нибудь в другой раз.


212cd (common design), norway, Германия, Ула, sjøforsvaret, Норвегия, Швеция, Италия, sweden, ula, kockums, Польша, forsvaret, Нидерланды

Previous post Next post
Up