Трудности перевода: минометные комплексные "мягкие" полевые турели (часть 1)

Apr 17, 2018 22:34




13 февраля агентство закупок министерства обороны Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) опубликовало запрос предложений для участия в тендере на поставку вооруженным силам страны 1300 новых 12,7 мм пулеметов М2 Browning.

Среди прочего там указано: The Heavy Machine Gun shall be able to use all Standard linked ammunition in caliber 12,7mm x 99mm. The Norwegian Armed Forces currently use NAMMO-ammunition, NM 152 (Vinghøg) Soft Mount, Kongsberg´s weapon station Protector Nordic and Sea Protector.

Через неделю 20 февраля на сайте vpk-news появилась небольшая заметка, где представленный выше отрывок неизвестный автор-переводчик ресурса интерпретировал следующим образом: …заказанный пулемет должен <…> стрелять стандартным натовским крупнокалиберным патроном Nammo 12,7x99 миллиметров. Новинками планируют вооружить минометные комплексы Vinghog NM152.

Как водится на сайте Topwar, они поспешили выдать информацию за свою, добавив всего один абзац. И уже оттуда сообщение о новейшем и не имеющем в мире аналогов минометном комплексе пошло гулять по сети.



Надо сказать, что норвежское чудо-оружие NM152 давно не дает покоя специалистам. Ещё в 2001 году некто Семен Леонидович ФЕДОСЕЕВ опубликовал в издательстве "АСТ" книгу "Оружие современной пехоты. Иллюстрированный справочник. Часть II", где среди прочего читатели могли узнать, что: Основным полевым станком пулемета [М2НВ] является тренога М3, допускающая стрельбу только по наземным целям. Она относится к т.н. жестким станкам, и стрельба с нее сопровождается значительным рассеиванием. Это вызвало разработку ряда более "мягких" полевых установок с гидравлическими или пружинными амортизаторами - например, норвежский NM152. Для стрельбы по зенитным целям служила крестовина М63 с вертикальной штангой, на которой крепился пулемет. Кроме этого, к М2НВ разработан ряд турельных и шкворневых установок для танков, бронемашин, легких судов.

Предлагаю окончательно разобраться с этим вопросом, раз и навсегда закрыв тему "мягких" полевых минометных комплексов. Как ни странно, но в своих пружинно-гидравлических фантазиях г. ФЕДОСЕЕВ был очень близок к истине, от которой его отделяло буквально одно предложение: Кроме этого, к М2НВ разработан ряд турельных и шкворневых установок для танков, бронемашин, легких судов.

Установкой пулеметов на военной технике в Норвегии увлекались давно. Причем использовали как штатные крепления, так и разрабатывали собственные конструкции. Например, в конце 1960-х у них появилась сверхлегкая установка NM101 (Norske model 101), а в начале 1970-х NM112 - в английском варианте Light Weight Soft Mount. То есть, именно тогда появились первые из тех самых «минометных комплексов» и «"мягких" полевых установок с гидравлическими или пружинными амортизаторами». .








Light weight soft mount type NM101




Light weight soft mount type NM112 (Standard)

Причем для обоих моделей разработали ещё и модификации под два пулемета:







NM101 Twin mount



NM112 Twin mount

Но большей частью техника в Норвегию поставлялась уже со штатными креплениями для вооружения, причем сперва это были почти исключительно шкворневые установки. Ниже пара снимков 1960-х годов из пехотной бригады "Северная Норвегия". Слева - 7,62 мм пулемет Browning М1919 на внедоржнике Willys MB 1/4, справа - 12,7 мм М2 Browning на БТР M3 Scout Car





Со шкворневыми установками под пулеметы M2 шли и все американские легкие танки M24 Chaffee.








Каждый танк имел две точки крепления. Один 12,7 мм пулемет мог устанавливаться либо в задней части башни, либо спереди перед люком





Когда в середине 1970-х компания Thune-Eureka модернизировала 72 М24 в противотанковые 90 мм самоходные артустановки NM116 Panserjeger, их башни сохранили те же возможности.





Примерно тогда же в Норвегию пошла и техника с турелями - с 1964 года бронетранспортеры М113, а с 1969-го самоходные гаубицы М109, которые поставлялись с одинаковыми стандартными вреплениями для М2.















У самоходных ПТРК NM142 12,7 мм пулеметы устанавливали на таких же еще в начале 1980-х годов. Но уже во второй половине десятилетия в ходе модернизации 56 155 мм САУ до уровня М109A3GN (или M109A3G/N), а также у всей новой спецтехники на базе БТР М113 вместо стандартных американских турелей стали использовать норвежские.





Основным их отличием от прежних является бóльший диапазон возможных регулировок по высоте.








Причем сейчас на М113 используются как 12,7 мм, так и 7,62 мм пулеметы.





На ПТРК NM142 примерно тогда же турели под 12,7 мм M2 поменяли на оригинальную разработку для стрельбы из 7,62 мм MG-3, позволяющую вести круговой огонь не высовываясь из люка. Но в целом, наверное, такая конструкция оказалась не особо удачной, потому что ее больше нигде потом не использовали.





C 1969 года 7,62 мм пулеметами вооружали все ОБТ Leopard 1A1NO, а с 1992-го Leopard 1A5NO, где в основном их ставили над люком заряжающего:





Гораздо реже у командира:





Но иногда и у обоих сразу:







Причем на всех снимках явно не норвежские NM101 или NM112, а совершенно другая модель:







Потом она в 2000-х "перекочевала" еще и на Leopard 2A4NO, хотя уже не только с МG-3, но и с FN Mag (Mag58/M240)













Скорее всего, это немецкие установки, которые штатно идут в комплекте с машинами, потому что очень похожие стоят и на финских Leopard 2.




Но танки с их 7,62 мм пулеметами слишком далеко уходят от сегодняшней темы. Нам нужны 12,7 мм и гораздо более легкая техника. Поэтому вернемся назад в 1970-е.



Тогда в качестве транспортеров боеприпасов для 155 мм САУ в Норвегии использовали дальнего родственника БТР М113 - тягач М548. Из США они поставлялись уже с креплением барбета над крышей кабины под турель для 12,7 мм пулемета. Но на первых порах в Норвегии их там устанавливали все на тех же шкворнях:





…пока в конце 1980-х годов норвежская компания Vinghøg не разработала оригинальную легкую турель для 12,7 мм пулеметов М2. Прошу любить и жаловать, вот и он, настоящий герой сегодняшнего материала:

NM 152 - Overlavett нор., Soft Mount англ. til 12,7 mm MITR (Browning M2) [Vinghøg AS-verkstedet]



То ли конструкция получилась очень удачной, то ли лежавшие на складах без дела сотни Browning M2 не давали покоя военачальникам, но одними транспортерами М548 решили не ограничиваться и принялись планомерно вооружать 12,7 мм пулеметами сочлененные гусеничные транспортеры (ГТР) Bv206, которых с 1981 года закупили почти 2000 штук, и из которых около 500 единиц наиболее современной модификации Bv206 Dn6 активно используются и посейчас.












Причем в ходе модернизации вооружают практически все модификации ГТР, кроме медико-санитарных машин. Ставят NM152 и на грузовых транспортерах с платформой BV 206 Krok (слева), и на самоходных минометах BV 206 BK (справа)…





…а в последнее время даже на радиостанции системы TADKOM (слева) и РЛС MPQ-64 ЗРК NASAMS II (справа).





Как и в случае с турелями для БТР и САУ, на NM152 можно использовать и 12,7 мм, и пулеметы меньших калибров.





А союзники, регулярно арендующие технику при проведении учений в Норвегии, и более серьезное вооружение применяют. На фото ниже: Canadian Army Soldier from the 5 Canadian Mechanized Brigade Group Maintains a Security Perimeter mans a vehicle mounted C16 Automatic Grenade Launcher during NATO arctic warfare exercise Cold Response




Поскольку штатно у Bv206 верхние люки квадратные, во время модернизации на военном заводе BTV в Бьорквике (Bjerkvik tekniske verksted) на них устанавливают барбет для крепления турели.





Но и на этом история не заканчивается. Это присказка не сказка, сказка будет впереди.

С 1978 года норвежский батальон NORBATT принимал участие в миротворческой миссии ООН UNIFIL в Ливане. С 1980-го один из его взводов получил восемь БТР M113 и стал "механизированным" (mekaniserte infanteritroppen). Все с ними было хорошо, пока в 1986 году обстановка в Южном Ливане резко не обострилась, когда начались боестолкновения шиитов с войсками ООН. Для экстренного реагирования на подобные угрозы к 1987 году в Накуре сформировали Force Mobile Reserve (FMR) - многонациональную, механизированную пехотную роту высокой готовности численностью около 170 человек. Основу ее составила примерно половина французского батальона, включили туда и норвежский мехвзвод. Но из их М113 к этому времени в строю оставалась всего несколько единиц - техника работала на износ, часть машин пришлось каннибализировать на запчасти. Поэтому французы усилили норвежский отряд, передав им три своих БТР VAB VTT 4×4.




UNIFIL Saviem VAB VTT in southern Lebanon, Mid 1980s.
Слева французский БТР с 7,62 мм пулеметом AAT-52, справа норвежский с 12,7 мм М2

Кроме них, когда сильно припекло в 1988-1989 годах, норгам даже довелось попользоваться французскими Panhard AML 4×4. Но и этого оказалось недостаточно, поэтому чтобы усилить FMR в дополнение к полностью изношенным VAB и еще остававшимся в строю M113 ООН срочно взяла у Финляндии в аренду БТР Sisu Pasi XA-180. Потом именно этот тип бронетехники стал основным в войсках UNIFIL, но тогда это стало первым экспортным заказом на ХА-180 после начала их производства в 1983 году. А норвежский взвод стал самым первым, получив в феврале 1988 года восемь новых машин.




С заказом так торопились, что брали безо всяких дополнительных требований - прямо с конвейера, в начальной стандартной конфигурации для финской армии.




Поэтому в комплекте с БТР шли знаменитые шлемофоны и 12,7 мм пулеметы ДШК (следующие партии для войск ООН в Ливане поставлялись уже с НСВ).





Пулеметная турель устанавливалась на барбете в центральной части бронемашины.










Именно таким стало первое знакомство норвежцев с БТР этого типа. Хотя вышло оно несколько суматошным, но в целом, можно считать его довольно приятным, о чем свидетельствует весь дальнейший ход событий.

В 1991 и 1992 годах Норвегия за 11 миллионов крон взяла в аренду у компании Sisu еще 18 XA-180. Восемь из них заменили окончательно отжившие свое M113 и VAB в NORBATT на юге Ливана. Очевидно, не все устраивало новых пользователей, поэтому их очумелые ручки самостоятельно внесли некоторые изменения в конструкцию.




Со списанных VAB на новые ХА-180 перекочевали турели с более привычными для норвежцев M2 Browning.





В таком виде они откатались до самого вывода NORBATT из Южного Ливана в 1998-м. Потом Sisu именно с такими турелями, но снова с ДШК объявились в составе миротворческого контингента Ганы в Либерии.

В отличие от первых финских открытых турелей французские обеспечивали стрелку больше защиты - бронещиток спереди и две половинки крышки люка по бокам. Но и это посчитали недостаточным - оказывается, и у них тоже люки тонкие, поэтому по состоянию на июль 2007 года, все погибшие в миротворческих миссиях члены экипажей VAB были пулеметчиками.







Оставшиеся 10 из 18 арендованных ХА-180 получили норвежские подразделения, отправленные в очередную миротворческую операцию. С 1992 года по мандату ООН они участвовали в операции НАТО UNPROFOR (United Nations Protection Force) на территории бывшей Югославии.

В Югославии норвежские солдаты служили в разных районах распавшейся страны. Начиналось все в Боснии и Герцеговине, где Норвегия передала в состав UNPROFOR вертолет, элементы батальона поддержки, группу разминирования из состава инженерного батальона и медицинскую бригаду для военного госпиталя.





Инженерные машины на базе БТР XA-185 норвежской группы разминирования (Norwegian mineclearing Panser Engineering Sisu) сопровождают гуманитарный конвой в Боснии и Герцеговине (конец 1994 года).





Как видите, здесь у них на крыше уже появилось нечто вроде башни с M2 Browning.




Новый персонаж этой длинной истории и близкий родственник NM152:

NM165 - Underlavett нор., Ring Mount англ. til 12,7 mm MITR (Browning M2) [Hägglunds Moelven A/S нор., Hägglunds Special Vehicles Moelv (HSVM) англ.]




Всего за год специалисты компании Hägglunds Special Vehicles Moelv (HSVM), взяв за основу все ту же турель NM152, окружили ее со всех сторон бронещитками и выдали на гора башню для БТР серии Sisu XA.







В 1994 году в норвежской армии сформировали новый мотопехотный батальон "Телемарк" в качестве главного элемента национальных сил немедленного реагирования ОВС НАТО (Immediate Reaction Force - IRF). Основываясь на ливанском опыте, возможностей штатных БТР М113 и его модификаций посчитали недостаточными, поэтому в качестве основного транспортного средства поначалу выбрали Sisu. В 1994 году Норвегия приобрела у Финляндии 41 ХА-185/186, включая 22 БТР ХА-186 NO, а остальные в различных вариантах специализированных машин XA-185 MEDEVAC, XA-186 CPV (Command Post Vehicle) и XA-186 MV (БРЭМ с краном).

Поскольку масштабы заварившейся в Югославии кровавой каши явно превышали все первоначальные ожидания натовских планировщиков, поэтому машины нового типа сразу же пошли туда. В январе 1996 года силы НАТО UNPROFOR преобразовали в IFOR (Implementation Force), куда вошли подразделения норвежского батальона поддержки и медицинско-санитарного батальона.

Из их XA-185 без вооружения оставались только медицинские машины.




98062, 98026
SISU MEDEVAC на территории госпиталя Blue Factory Field.








С момента преобразования в январе 1997 года сил IFOR в SFOR (Stabilization Force) в Боснии и Герцеговине в состав норвежского батальона в Модрике (Norwegian Battalion in Modrica) многонациональной дивизии "Север" (MND-N), а затем и бригады (MNB-N) постоянно входила ротационная группа батальона "Телемарк" в Сараево и медгруппа в Тузле.




Из состава SFOR группа "Телемарка" вышла в 1999 году - вооруженные силы Норвегии постоянно сокращались, а к этому времени нужно было срочно формировать еще и KFOR (Kosovo Force).




Тогда же начались поставки первых из заказанных в 1994 году БТР XA-186NO. По сравнению с XA-185 они имели более прочную броню, способную выдерживать попадания пуль до 12,7 и 14,5 мм, а также осколков 155 мм снарядов, взорвавшихся на расстоянии 10 метров. В качестве основного вооружения поначалу на них устанавливали пулемет в небольшой закрытой башне с мортирами для дымовых гранат.



98042, 98045

По-быстрому обкатав новинку дома на родной Норвежчине, эти машины тоже отправили проверить в деле в Югославии.




98033







98039




Скорее всего, такое решение посчитали не слишком удачным, потому что дальше непродолжительных экспериментов с закрытыми башнями на Sisu ХА дело не пошло, о чем ниже.




В 2000 году семь бывших в эксплуатации 180-х продали Швеции, а из Финляндии начали поступать 34 новых XA-203N - 22 БТР плюс опцион на 10, и еще две отдельно заказанных КШМ передали в 2002 году. Все они представляли собой дальнейшее развитие модификации XA-188 Дополнительными функциями этой версии являлись более мощный двигатель и усиленная бронезащита, усиленные оси, гидравлические приводы задних дверей и кондиционер. Но при этом и масса выросла с 12,5 до 22,5 тонн, превратив их в самые тяжелые машины всей линейки.




98057, 98324

Слева - норвежский SISU XA-180 из состава KFOR сразу после их формирования в 1999 году. Справа - новый PASI XA-203N d KFOR после 2000-го года. В очередной раз, найдите десять отличий. Что характерно, башни у обоих одинаковые, по прежнему NM165.




57252, 57258




98322, 98326 - эти уже без водометов



98313

В 2002 году югославская эпопея "Телемарка" закончилась, чтобы в 2003-м по-быстрому смотаться в Ирак, а с 2004-го плотно увязнуть на целых десять лет в Афганистане.




98306









В это время в Норвегии политики и администраторы до хрипоты спорили с военачальниками в попытках увязать неуклонно падающие военные расходы с необходимостью сохранять хотя бы видимость реальной боеспособности вооруженных сил и обороноспособности страны. Военные планы тогда сменяли друг друга, как картинки в калейдоскопе. Наконец, в качестве основной техники "кавалерии" окончательно выбрали БМП CV90, решив пересадить на них с гусеничных БТР М113 "драгунов" (мотопехоту) из "Телемарка" и "Бронебатальона". А в очередной раз счастливо избежавшему расформирования 2-му батальону достались колесные БТР Sisu ХА, но оснащать их закрытыми башнями решительно передумали, поэтому они продолжали ездить с NM165.




98301, 98327




98038

На этих снимках 2-го батальона засветились сразу обе модели турелей - и NM152, и NM165:




98301

Но счастье длилось недолго. После преобразования 2-го батальона в "арктический", в 2012-м колесные БТР у них отобрали. И теперь 68 оставшихся машин ровным слоем размазаны по всем вооруженным силам. Большая часть XA-185 используется в варианте MEDEVAC без вооружения. Бронемашины ХА-186 раньше были у Хемверна, но их давно уже у них не видели. Зато XA-203NO с NM165 объявились у Basesett 1 (взвод охраны) на авиабазе Эрланн:




Basesett 1 (98028) © Terje Dybvik / Fosna-Folket

Кроме них некоторое количество XA-203N передали в гарнизон "Сёр-Варангер" и батальону королевской гвардии - в медицинском варианте и КШМ без вооружения. У гвардейцев также есть несколько БТР во взводе легких бронированных разведывательных машин (Lettpansret Oppklaringstropp) 5-й роты.




98040

Как видите, вооружение у них у всех на турелях NM165. Причем на фото ниже она установлена на БТР с номером 98042, на котором когда-то давным-давно стояла та самая башня-неудачница.




Надо отметить, что судя по снимкам, отдельный легкий пехотный батальон королевской гвардии является не просто легким, а прямо-таки сверхлегким каким-то. Даже 7,62 мм пулеметов у них почему-то нет, не говоря уже о 12,7 мм. Поэтому все время ездят на Sisu с 5,56 мм MINIMI.











98331

Но на этом придется сделать небольшой перерыв, потому что количество знаков в посте ЖЖ ограничено.

(окончание следует)

Норвегия, nm152, norway, forsvaret, nm165

Previous post Next post
Up