Окончание, начало см.
здесь ![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/668779/668779_600.jpg)
Как упоминалось выше, конструкция обоих вариантов турелей NM152 и NM165 оказалась весьма удачной. Поэтому параллельно с норвежскими перипетиями еще в 1990-х началась их международная экспансия. Причем экспансия не то, чтобы прямо взрывная, а ползучая. Но ползучая уверенно.
Нидерланды. Голландская морская пехота давно отлично знакома с NM152, регулярно пользуясь взятыми в аренду у Норвегии Bv206 во время ежегодной арктической подготовки. Поэтому они первыми из иностранцев оснастили такими же турелями свои Bv206.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/668981/668981_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/669400/669400_300.jpg)
Но на Bv206S предпочитают
ставить австралийскую
продукцию.
Швеция, как и Норвегия, вовсю пользовалаcь NM152 и NM165 в бывшей Югославии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/669635/669635_600.jpg)
NM152 ставили на Bv308 (Bandvagn 308) - дальнейшее развитие линейки гусеничных сочлененных транспортеров от Hägglunds.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/670022/670022_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/670211/670211_300.jpg)
Хотя уже в ходе операции ООН в Либерии в 2003-2006 годах отчего-то переставили пулеметы
на другие крепления. Да и вообще, из всей линейки Hägglunds турели NM152 больше нигде не использовали.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/670642/670642_600.jpg)
Правда, упоминается, что на Bv208S у них были бронированные NM165. Но снимков нет, а основное использование этих турелей пришлось на БТР Patgb180 (Pansarterrängbil 180) - национальное обозначение финского БТР Patria Sisu/Pasi XA-180.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/670962/670962_600.jpg)
Швеция гораздо раньше Норвегии заинтересовалась финской новинкой. В 1984 году этот БТР уже участвовал в конкурсе с Steyr Pandur 6×6, а в 1987-м агентству оборонных закупок FMV поручили подыскать бронемашины для шведского контингента UNIFIL, гусеничные БТР Pbv302 (Pansarbandvagn 302) которого дышали на ладан. В январе 1988 года заключили контракт с SISU Oy на поставку шести первых XA-180, из которых два предназначались для обучения экипажей в Швеции, а четыре уже в апреле доставили в Южный Ливан. Первые машины были вооружены 7,62 мм пулеметом, но потом их раз и навсегда сменили турели NM165 c 12,7 мм М2.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/671006/671006_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/671485/671485_300.jpg)
ВС Швеции задействовали XA-180. исключительно в международных операциях в составе SWEDBAT и SWEDINT в Ливане и Югославии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/671686/671686_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/671906/671906_300.jpg)
UNPROFOR
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/672254/672254_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/672511/672511_300.jpg)
IFOR
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/672601/672601_600.jpg)
SFOR
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/673002/673002_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/673047/673047_300.jpg)
В общей сложности Швеция использовала 79 XA-180, из которых 34 брала в аренду у Финляндии и впоследствии вернула. Причем в 1998-1999 годах в Боснии четыре перекупили в лизинге у Норвегии. Еще четыре аналогичным образом у них же в 1999 году получили в Македонии, но позднее возвратили первоначальному арендатору.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/673382/673382_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/673556/673556_300.jpg)
KFOR
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/673973/673973_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/674284/674284_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/801142/801142_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/801421/801421_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1009589/1009589_300.jpg)
Интересно, что в состав ISAF в Афганистане у шведов поехали уже не Patgb180, а Patgb203, то есть ХА-203А, 165 единиц которых не арендовали, а купили,
вооружив башнями, переставленными со старых БТР Pbv302 с 20 мм орудиями HispanoSuiza HS.404. Причем туда эти пушки попали после списания древних реактивных истребителей
J29 Tunnan. Возможно, бережливые скандинавы потом их еще куда-нибудь приспособили бы. Но вот беда - к концу 20-го века производство 20 мм боеприпасов к этому оружию прекратили. Когда на складах стали заканчиваться снаряды встал вопрос о замене. Оригинальничать больше не стали и в качестве нового вооружения выбрали 12,7 мм M2 Browning, для которого в избытке боеприпасов и на складах, и в производстве. Теперь пытаются поставить этот пулемет на
ту же башню вместо пушки. А при рассмотрении альтернативных вариантов сразу вспомнили про когда-то отлично зарекомендовавшие себя NM165. Но когда шведы спохватились, поезд ушел. Компания Hägglunds Special Vehicles Moelv (она же Hägglunds Moelven) уже прекратила их производство, а восстанавливать сборку не стали.
По Patgb203 окончательное решение пока не принято, но с того самого 2013 года на своих новых
BvS10 Mk IIB и Bv410
ставят башни MR550 Ring Mount австралийской компании Platt, которые были второй альтернативой для Patgb203, но цена кусалась.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/674437/674437_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/674749/674749_300.jpg)
Финляндия. Когда в 1990-х годах у Норвегии началась большая распродажа имущества и техники со складов, финны купили 379 ГТР Bv206 D6 для своей бригады высокой готовности на севере страны. По требованию заказчика при предпродажной подготовке их адаптировали к способности нести вооружение. Недолго думая, норги оснастили машины все теми же NM152 Soft Mount, а финны установили на них NSV-12.7 (слева). Этот вариант им так понравился, что потом они стали оборудовать этими же турелями еще и Nasu/Sisu NA-110 - финские клоны Bv206 с дизельным двигателем (справа):
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/674836/674836_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/675262/675262_300.jpg)
…а потом дошло дело и до многочисленных местных представителей семейства Patria Pasi/Sisu XA:
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/675570/675570_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/675732/675732_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/676058/676058_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/676306/676306_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/676585/676585_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/676796/676796_300.jpg)
Очевидно, такой вариант их настолько устраивает, что они даже рацуху внедрили, прикрепив к турели защитный козырек. Из других пользователей никто больше до такого не додумался.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/676928/676928_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/677135/677135_300.jpg)
Интересно, что при производстве ХА-180 для многочисленных иностранных заказчиков, финны могли ознакомиться с самыми разнообразными вариантами установки на них вооружения, но выбрали именно NM152. Правда, башню для них решили делать уже самостоятельно. Подумали, чай не шведы какие-нибудь, чтобы сами не смогли. Но очень уж что-то странное в результате у них получилось.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/677389/677389_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/677949/677949_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/677843/677843_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/678144/678144_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/678502/678502_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/678850/678850_300.jpg)
Нигде, кроме миротворческих операций больше такая конструкция не использовалась. А в последнее время вообще все больше австралийская
продукция мелкает, что на Sisu XA, что на RG-32.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/679142/679142_600.jpg)
Эстония cобирала свои Sisu XA-180EST с миру по нитке. Первые купили из запасов бывших в эксплуатации голландской армии, а потом долго вымучивали у финнов совершенно неприличную скидку 50%, пока наконец не уговорили. Часть из них передали с норвежскими NM152
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/679212/679212_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/679577/679577_300.jpg)
Остальные получили бронированными турели. И те, и другие успели повоевать в составе батальона Северных стран войск ISAF в Афганистане.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/679771/679771_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/680167/680167_300.jpg)
Теперь они вернулись на новую родину…
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/680411/680411_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/680551/680551_300.jpg)
…и регулярно демонстрируют военную мощь государства на парадах 24 февраля.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/680810/680810_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/681124/681124_300.jpg)
Как видите, экстерьер у башни вышел довольно оригинальным. Но если внимательно присмотреться к интерьеру, то видно, что унутре у ней всё та же неонка турель NM152.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/681234/681234_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/681581/681581_300.jpg)
Латвия в свое время тоже не побрезговала поучаствовать в облегчении норвежских мобзапасов, прикупив по дешевке 30 ГТР Bv206. Тот, кто теперь знает, как действительно выглядят настоящие "мягкие" полевые минометные комплексы, без особого труда выделит их среди общей массы войск и техники на ежегодных военных парадах в Риге 18 ноября.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/681771/681771_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/682135/682135_300.jpg)
Видимо, все экс-норвежские ГТР шли с платформами под миномет, потому что в латвийской армии турели NM152 есть
только на них, а на остальных Bv206
стоят шкворни.
![](https://ic.pics.livejournal.com/militarizm/53794793/428520/428520_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/militarizm/53794793/428594/428594_original.jpg)
Думаете, это все? Как бы не так! В заключение ещё раз вернемся в Норвегию.
Когда норвежскому спецназу в начале 2000-х срочно понадобилось легкое многоцелевое транспортное средство под эти цели по-быстрому решили приспособить Mercedes Benz G. Общую концепцию разработала известная своими оригинальными переделками внедорожников компания Arctic Trucks.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/682467/682467_600.jpg)
Сверху предложенную конструкцию венчал барбет для ведения кругового огня, на который установили что? Правильно, турель NM152.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/682598/682598_600.jpg)
Новинку сразу отправили на обкатку в Афганистане, где она застряла надолго.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/804469/804469_600.jpg)
Именно здесь сзади на раму турели впервые стали крепить пеналы со сменными стволами для M2 Browning.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/682833/682833_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/683080/683080_300.jpg)
Решение оказалось настолько удачным, что сначала вслед за ССО его начали использовать все остальные норвежские подразделения в Афганистане…
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/683480/683480_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/683954/683954_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/683538/683538_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/684259/684259_600.jpg)
…а потом модное поветрие распространилось и на саму Норвегию. "Генленвагены" с пулеметами сначала появились у многострадального 2-го батальона бригады "Север"…
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/684357/684357_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/684578/684578_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/685050/685050_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/685254/685254_300.jpg)
…затем в отдельном батальоне королевской гвардии, что характерно, и здесь с MINIMI…
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/685483/685483_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/685581/685581_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/685824/685824_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/686140/686140_300.jpg)
…в 2009-2010 годах по плану миссии ООН MINURCAT в Чаде побывали в Африке…
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/804703/804703_600.jpg)
…и наконец, буквально в последние годы новая мода докатилась и до Хемверна.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/686454/686454_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/686602/686602_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/687084/687084_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/687330/687330_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/687392/687392_300.jpg)
Нет, ну а что? При современных ценах в обозримой перспективе вряд ли удастся насытить норвежские войска настоящей боевой техникой, а тут хоть что-то. В общем, эдакая солидная «война "Мерседесов"», как симметричный скандинавский ответ на малобюджетную ближневосточную «войну "Тойот"».
Здесь еще надо отметить, что когда в Афганистане понадобилась бронированная турель для норвежских Iveco использовать NM165 уже не стали, компания Vinghøg взялась разработать новую. Но и об этой эпопее, и о всех нюансах превращения "Геленвагенов" в тачанки более подробно поговорим как-нибудь в другой раз.
Надеюсь, что на этом вопрос с "мягкими" полевыми минометными комплексами NM152 можно считать закрытым.