Мифо-толкования

Apr 21, 2023 11:47

Мне тут в очередной раз пришлось столкнуться сразу с несколькими собеседниками, в один голос заявлявшими примерно следующее:

- Как вы можете рассказывать, что в христианстве Бог такой и такой, когда в Библии Он совершенно другой?

В особенности их негодование вызвала моя отсылка к апофатическому богословию. Согласно ему, Бога, конечно, можно назвать личностью, но лишь в том смысле, в котором Его называют царём, или огнём, или светом, или любовью. Иными словами - всё это не то, чем Он является на самом деле, а лишь то, что мы говорим, чтобы хотя бы как-то представить Непредставимого.

Однако в Библии Бог и вправду наделён вполне себе личностными характеристиками. Он говорит - в том числе рассуждает сам с собой. Он принимает решения и может впоследствии изменить их (и даже пожалеть о них). Он может прогневаться на ослушника и сурово наказать его, а может и простить его впоследствии.

Христианские богословы давно нашли приемлемые толкования всему этому. Но мы сегодня будем говорить не о них, а о том, что очевидно любому исследователю религии вроде меня: о разнице между мифом и мистикой.


Полно книг и фильмов, сюжеты которых основаны на реальных историях. И никого ведь не удивляет, что герои этих сюжетов могут довольно сильно отличаться от своих прототипов.

И далеко не всегда это результат отсебятины типа «я режиссёр, я так вижу». Иногда как раз наоборот. Ты хочешь передать историю так, чтобы читатель или зритель прочувствовал её на себе, чтобы пережил то, что пережили те люди, чтобы смог проникнуться их судьбой. И как раз ради этого тебе приходится показывать и события, и характеры не такими, какими они были в действительности.

А ведь тут речь идёт о самых обыкновенных людях. Если они ещё живы к моменту выхода книги - ты можешь встретиться с ними и сравнить, насколько они похожи на персонажей, которых с них писали.

Но у бога нет ни формы, ни облика в мире яви - или, вернее сказать, у него мириады обликов. Зевс - не бородатый качок, сидящий на горе с гнутой арматуриной в руке.



Это воля, которая движет небесами. Он гремит грозой и проливается дождём. Он - это мужчина, восходящий на женщину, и бык, пасущийся в поле. Он - дуб, поражённый молнией, и молния, поражающая дуб.

Как ты передашь характер Зевса? Как расскажешь людям, кто он такой, чего хочет, к чему стремится и как действует?

Путь только один - миф. В словах выраженная чудесная история личности, как вычислил формулу мифа Лосев.

Герои мифа неизбежно будут личностями, причём не какими-нибудь, а именно людьми - потому что мифы придумывают люди для людей.

Вот Зевс и становится бородатым качком, кидающимся на любую симпатичную смертную женщину, невзирая на её семейное положение и социальный статус. И при этом он ещё будет оборачиваться то быком, то орлом, то золотым дождём, а то вообще лебедем - и вообще обладать множеством противоречивых и странных особенностей, сил и склонностей.

В общем, это всё, что я хотел сказать на тему «а в Библии Бог совсем другой».

космотеизм (язычество), мифология, христианство

Previous post Next post
Up