Сегодня будет
перепост умного человека. Умный человек практически удалился из ЖЖ и пишет только вконтакте. Там я и рекомендую его читать.
Я очень много занимаюсь религией, я изучаю религию, я читаю лекции о религии. Основная сфера работы, считай. И я, естественно, регулярно натыкаюсь на вопрос, который мне задают снова и снова в разных
(
Read more... )
Reply
Чтобы дать хорошее определение, что есть религия, как раз и имеет смысл начать с вопроса "что может сделать религия, и только она одна?".
Reply
Категорически нельзя определять снег, через пример конкретного куска угля с определением вида "вот на этот кусок угля на снег совершенным образом не похож". Ещё более нельзя отвечать на вопрос что есть А, через вопрос что А делает, на который мы же и отвечаем. Иначе окажется, что микроскоп это молоток, потому что гвозди забивают именно молотком.
Reply
Reply
Reply
Разумеется. Но это обозначает, что эти задачи НЕ являются предназначением и сущностью религии.
Тут ведь дело не только в том, что кроме гвоздей, появились шурупы, которые держат лучше. Дело в том, что религия, перестав быть гвоздём, не утратила смысл существования, никуда не отпала. Она больше не выполняет эту функцию - но выполняет какую-то другую, которую ничто больше заменить не может.
Reply
Reply
Об этом мы с Морваэном, собственно, и толкуем. Религия была востребована в очень многих задачах, которые, как оказалось впоследствии, вполне можно решать и другими, нерелигиозными способами. Причём решать лучше, быстрее и эффективнее.
Как только это выяснялось - тут же появлялись нерелигиозные методы, и неверующее большинство переходило на них. Но религия никуда не исчезала, даже если вообще переставала решать эти задачи.
Значит, у неё есть и какое-то собственное предназначение, которое ничто другое больше выполнять не может. И на мой взгляд, это обеспечение личной связи человека с внеопытной реальностью.
Reply
На бронзовых топорах веками делались узоры, повторяющие крепления топоров каменных, хотя технологически они не были нужны. Что религию приспосабливают под описанную задачу - я вполне готов принимать, я просто говорю, что из этого приспособления не следует ни что это её предназначение, ни что она единственный вариант для этого, ни что она на эту роль лучший возможный кандидат. Собственно я вообще не уверен в самой постановке вопроса про единое и постоянное предназначение.
Reply
Всё это следует из других очевидных фактов. А именно - что, кроме религии, ничто другое эту задачу не решает, и никаких других вариантов человечество не придумало за всю свою историю.
И да, "мистика" - не другой вариант, а та же самая религия, только индивидуальная и менее организованная. У мистика всё равно есть некая система верований, и некие ритуальные практики, с помощью которых он организует и осмысливает свой опыт.
Reply
Reply
Reply
Но в данном случае нуль-гипотеза не кажется мне убедительной, потому что:
- в истории человечества не было ни одного общества без религии;
- попытки построить такое общество предпринимались неоднократно.
С другой стороны, возможно, что у двух разных религий предназначение и сущность будут разные и та функция, которая полноценно закрывается одной, принципиально не обслуживается в рамках второй религии.
Возможно. Но маловероятно, ибо опровергается всеми имеющимися у нас примерами. Если и есть на свете религия, которая закрывает иной диапазон функций, чем уже существующие - мы пока такую не нашли/не изобрели.
С третьей - то, как религия решает предложенный функционал с акцентом на "МЕНЬШЕ УСИЛИЙ" и "С УВАЖЕНИЕМ" может оказаться выхлопом, побочным действием совсем иных процессов,Возможно, религия и появилась когда-то как средство решения совсем других проблем. Стикеры тоже были изобретены как закладки для церковных книг, а кока-кола - как лекарство для желудка (кстати, в этом качестве ( ... )
Reply
- попытки построить такое общество предпринимались неоднократно.
В истории человечества полно обществ без религии. Прямо сейчас их не менее, чем 7/10, а если рассматривать "общества с ограниченной ответственностью" то и ещё больше. С середины 19 века они множатся как грибы именно потому, что религия перестала решать львиную часть общественных задач. Большинство религиозных проявлений продолжают существовать в следствии высокой внутренней инерционности, которая иссякает.
Чего не было в истории, так это общества, которое бы успешно искоренила все проявления религии, ничего не предложив взамен в качестве аналога. Вот этого да - нет. А вот попытки построить общество, в котором бы религия была не востребована ни его институтами, ни массовым обывателем - оказались более чем успешны.
Возможно. Но маловероятно, ибо опровергается всеми имеющимися у нас примерамиЯ полагаю вы знаете, что даже среди ветвей тех религий, который являются мировыми отношение к мистическому опыту ( ... )
Reply
Reply
Кто-то может предпочесть то или другое, а кто-то - прийти к выводу об априорной абсурдности колориметрической дифференциации инфернальных персонификаций.
Reply
Leave a comment