Сегодня будет
перепост умного человека. Умный человек практически удалился из ЖЖ и пишет только вконтакте. Там я и рекомендую его читать.
Я очень много занимаюсь религией, я изучаю религию, я читаю лекции о религии. Основная сфера работы, считай. И я, естественно, регулярно натыкаюсь на вопрос, который мне задают снова и снова в разных
(
Read more... )
Обратное, кстати, тоже верно - если что-то сворачивается и отпадает, совершенно не факт, что за этим не было какой-то "высшей правды" (смысла, наполнения... ). Собственно наблюдаем мы только то, что явление отпадает - и всё. Кажется, что помимо востребованности для адептов (любой природы) нужен ещё целый ворох условий, чтобы явление не угасало и ширилось, и история, похоже, показывает, что подрезав часть из них можно вполне себе успешно свести явление на нет. Иногда за весьма длинные сроки, но свести...
Чуть более сжато: востребованность в каком-то качестве не означает, строго говоря, что это является "сутью" явления.
Reply
Об этом мы с Морваэном, собственно, и толкуем. Религия была востребована в очень многих задачах, которые, как оказалось впоследствии, вполне можно решать и другими, нерелигиозными способами. Причём решать лучше, быстрее и эффективнее.
Как только это выяснялось - тут же появлялись нерелигиозные методы, и неверующее большинство переходило на них. Но религия никуда не исчезала, даже если вообще переставала решать эти задачи.
Значит, у неё есть и какое-то собственное предназначение, которое ничто другое больше выполнять не может. И на мой взгляд, это обеспечение личной связи человека с внеопытной реальностью.
Reply
На бронзовых топорах веками делались узоры, повторяющие крепления топоров каменных, хотя технологически они не были нужны. Что религию приспосабливают под описанную задачу - я вполне готов принимать, я просто говорю, что из этого приспособления не следует ни что это её предназначение, ни что она единственный вариант для этого, ни что она на эту роль лучший возможный кандидат. Собственно я вообще не уверен в самой постановке вопроса про единое и постоянное предназначение.
Reply
Всё это следует из других очевидных фактов. А именно - что, кроме религии, ничто другое эту задачу не решает, и никаких других вариантов человечество не придумало за всю свою историю.
И да, "мистика" - не другой вариант, а та же самая религия, только индивидуальная и менее организованная. У мистика всё равно есть некая система верований, и некие ритуальные практики, с помощью которых он организует и осмысливает свой опыт.
Reply
Не то, чтобы меня сейчас хватило на длинную обстоятельную дискуссию (хотя попробую вернуться), но вот в рамках той же рационалистической системы взглядов для примера "внечувственный опыт" может вообще быть просто набором типовых ошибок в истолковании ситуаций и проявлений психологических особенностей, а задача упорядочивания этого опыта для конкретного человека - это частный случай задачи выстраивания комфортного мироощущения, который не обязательно решается через религию. Задача же что-то сделать из этого на общественном уровне - больше по ведомству общественных наук и психологии, если вообще задача.
Мистики поздних эпох, вроде, тоже опирались на что попало при создании своих систем (как, в общем, практикам и положено) в качестве источника основного набора понятий. Роль религии была велика - но это, вроде, потому что она в обществе была велика. Позиция тут шаткая, признаю, но вот "очевидно" меня несколько пугает.
Reply
Leave a comment