Зачем нужна религия?

Apr 17, 2022 08:17

Сегодня будет перепост умного человека. Умный человек практически удалился из ЖЖ и пишет только вконтакте. Там я и рекомендую его читать.

Я очень много занимаюсь религией, я изучаю религию, я читаю лекции о религии. Основная сфера работы, считай. И я, естественно, регулярно натыкаюсь на вопрос, который мне задают снова и снова в разных ( Read more... )

религиозные штудии, репост

Leave a comment

karachee April 17 2022, 12:26:44 UTC
То, что те же задачи умеет выполнять теперь иной институт, вовсе не означает автоматически, что религия перестала использоваться в этом качестве. И тем более не означает, что религия тут изменилась, стала чем-то иным, только потому, что появились новые способы делать то же самое, консервативность - одно из ключевых и неотъемлемых свойств религии. Гвоздь не перестает быть гвоздем, от того что появляются шурупы и качественные клеи, он просто начинает реже использоваться, но свою сущность не меняет. А если однажды вовсе выйдет из употребления, он таки останется гвоздем, которым можно будет чего-то или кого-то прибить.

Роль религии не сводится к оказанию услуг, удовлетворению спроса, решению частных задач индивидуума. Религия - это целый комплекс инерционных процессов воздействующих на социум самым разным, порой деструктивным образом. Религия это ещё и церковь, и догматика, и этика, и джихад в частности.. , и культура, например протестантская, и монашество, скиты, ашрамы. Там и близко не просматривается какого-то финала, при всем, казалось бы падении роли религии в мировой истории.

Если имеет смысл заниматься только тем, что религия до сих пор делает лучше всех, то нужна какая-то очень сильная аргументация в сторону "имеет смысл заниматься только тем". А без оной, мы просто взяли 7-8% всего, что зовется религией, для частного пользования, а остального вроде как бы и нет.

Reply

anairos April 17 2022, 12:58:32 UTC
То, что те же задачи умеет выполнять теперь иной институт, вовсе не означает автоматически, что религия перестала использоваться в этом качестве. И тем более не означает, что религия тут изменилась, стала чем-то иным, только потому, что появились новые способы делать то же самое,

Разумеется. Но это обозначает, что эти задачи НЕ являются предназначением и сущностью религии.

Тут ведь дело не только в том, что кроме гвоздей, появились шурупы, которые держат лучше. Дело в том, что религия, перестав быть гвоздём, не утратила смысл существования, никуда не отпала. Она больше не выполняет эту функцию - но выполняет какую-то другую, которую ничто больше заменить не может.

Reply

shadow_geometer April 17 2022, 14:24:55 UTC
Относительно "смысла существования" - беда в том, что мы ещё постулируем, что у любого (общественного?) явления есть этот смысл. Не факт, что за этим самым понятием смысла что-то стоит - и что религию не держат совершенно внешние вещи, вроде социальной инерции, например. Как и, допустим, понятие разума в примере выше, не держит просто антропоцентризм и эгоизм (в смысле разделения на "разумных людей" и "неразумных машин").

Обратное, кстати, тоже верно - если что-то сворачивается и отпадает, совершенно не факт, что за этим не было какой-то "высшей правды" (смысла, наполнения... ). Собственно наблюдаем мы только то, что явление отпадает - и всё. Кажется, что помимо востребованности для адептов (любой природы) нужен ещё целый ворох условий, чтобы явление не угасало и ширилось, и история, похоже, показывает, что подрезав часть из них можно вполне себе успешно свести явление на нет. Иногда за весьма длинные сроки, но свести...

Чуть более сжато: востребованность в каком-то качестве не означает, строго говоря, что это является "сутью" явления.

Reply

anairos April 18 2022, 06:12:38 UTC
Чуть более сжато: востребованность в каком-то качестве не означает, строго говоря, что это является "сутью" явления.

Об этом мы с Морваэном, собственно, и толкуем. Религия была востребована в очень многих задачах, которые, как оказалось впоследствии, вполне можно решать и другими, нерелигиозными способами. Причём решать лучше, быстрее и эффективнее.

Как только это выяснялось - тут же появлялись нерелигиозные методы, и неверующее большинство переходило на них. Но религия никуда не исчезала, даже если вообще переставала решать эти задачи.

Значит, у неё есть и какое-то собственное предназначение, которое ничто другое больше выполнять не может. И на мой взгляд, это обеспечение личной связи человека с внеопытной реальностью.

Reply

shadow_geometer April 22 2022, 12:11:41 UTC
Нет, про что вы толкуете, мне ясно. Вот "значит" мне не очевидно. Люди в целом не любят тратить ресурсы своей нервной системы на всякое там масштабное осмысление, и любят предсказуемость и использование привычных ответов - причём на самых разных масштабах. Это вообще естественная реакция человека - придумать, куда приспособить старую штуку, не выбрасывать же. Равно как и рефлекс практика "не сломалось - не трогай". Причём это касается не только вещей, но и концепций, и общественных институтов...

На бронзовых топорах веками делались узоры, повторяющие крепления топоров каменных, хотя технологически они не были нужны. Что религию приспосабливают под описанную задачу - я вполне готов принимать, я просто говорю, что из этого приспособления не следует ни что это её предназначение, ни что она единственный вариант для этого, ни что она на эту роль лучший возможный кандидат. Собственно я вообще не уверен в самой постановке вопроса про единое и постоянное предназначение.

Reply

anairos April 22 2022, 12:27:27 UTC
Что религию приспосабливают под описанную задачу - я вполне готов принимать, я просто говорю, что из этого приспособления не следует ни что это её предназначение, ни что она единственный вариант для этого, ни что она на эту роль лучший возможный кандидат.

Всё это следует из других очевидных фактов. А именно - что, кроме религии, ничто другое эту задачу не решает, и никаких других вариантов человечество не придумало за всю свою историю.

И да, "мистика" - не другой вариант, а та же самая религия, только индивидуальная и менее организованная. У мистика всё равно есть некая система верований, и некие ритуальные практики, с помощью которых он организует и осмысливает свой опыт.

Reply

shadow_geometer April 22 2022, 12:50:12 UTC
Вот страшно не люблю "очевидных фактов", кстати. И слова "очевидно" вообще. Потому что естественные науки уж точно показывают - что относить к "фактам" довольно сильно зависит от картины мира (и копаться до сколько-то надёжных фактов приходится довольно долго даже в весьма простых случаях). А пресуппозиции - штука довольно плохо вычищаемая.

Не то, чтобы меня сейчас хватило на длинную обстоятельную дискуссию (хотя попробую вернуться), но вот в рамках той же рационалистической системы взглядов для примера "внечувственный опыт" может вообще быть просто набором типовых ошибок в истолковании ситуаций и проявлений психологических особенностей, а задача упорядочивания этого опыта для конкретного человека - это частный случай задачи выстраивания комфортного мироощущения, который не обязательно решается через религию. Задача же что-то сделать из этого на общественном уровне - больше по ведомству общественных наук и психологии, если вообще задача.

Мистики поздних эпох, вроде, тоже опирались на что попало при создании своих систем (как, в общем, практикам и положено) в качестве источника основного набора понятий. Роль религии была велика - но это, вроде, потому что она в обществе была велика. Позиция тут шаткая, признаю, но вот "очевидно" меня несколько пугает.

Reply

karachee April 17 2022, 14:34:50 UTC
Для начала нужно задаться вопросом, а если ли вообще у религии предназначения и сущность. Может ни того ни другого у религии, как у феномена, нет вовсе, а мы ей это сейчас придумываем, ибо придумать то и другое можно и Ниагарскому водопаду. С другой стороны, возможно, что у двух разных религий предназначение и сущность будут разные и та функция, которая полноценно закрывается одной, принципиально не обслуживается в рамках второй религии. С третьей - то, как религия решает предложенный функционал с акцентом на "МЕНЬШЕ УСИЛИЙ" и "С УВАЖЕНИЕМ" может оказаться выхлопом, побочным действием совсем иных процессов, и когда эти иные процессы прекратятся, окажется, что "Мы выращиваем наших свиней не для того, чтобы они ели нашу кукурузу".

Reply

anairos April 18 2022, 06:18:06 UTC
Разумеется, этими вопросами задаться следует.

Но в данном случае нуль-гипотеза не кажется мне убедительной, потому что:

- в истории человечества не было ни одного общества без религии;
- попытки построить такое общество предпринимались неоднократно.

С другой стороны, возможно, что у двух разных религий предназначение и сущность будут разные и та функция, которая полноценно закрывается одной, принципиально не обслуживается в рамках второй религии.

Возможно. Но маловероятно, ибо опровергается всеми имеющимися у нас примерами. Если и есть на свете религия, которая закрывает иной диапазон функций, чем уже существующие - мы пока такую не нашли/не изобрели.

С третьей - то, как религия решает предложенный функционал с акцентом на "МЕНЬШЕ УСИЛИЙ" и "С УВАЖЕНИЕМ" может оказаться выхлопом, побочным действием совсем иных процессов,

Возможно, религия и появилась когда-то как средство решения совсем других проблем. Стикеры тоже были изобретены как закладки для церковных книг, а кока-кола - как лекарство для желудка (кстати, в этом качестве она и сейчас работает превосходно, лучше, чем многие лекарственные средства, и безопасно для детей).

Однако на сегодня мы видим, что все задачи, которые решает религия - кроме тех двух, которые Морваэн называет - могут решаться и другими способами. А эти две - нет.

Reply

karachee April 18 2022, 06:53:55 UTC
- в истории человечества не было ни одного общества без религии;
- попытки построить такое общество предпринимались неоднократно.

В истории человечества полно обществ без религии. Прямо сейчас их не менее, чем 7/10, а если рассматривать "общества с ограниченной ответственностью" то и ещё больше. С середины 19 века они множатся как грибы именно потому, что религия перестала решать львиную часть общественных задач. Большинство религиозных проявлений продолжают существовать в следствии высокой внутренней инерционности, которая иссякает.

Чего не было в истории, так это общества, которое бы успешно искоренила все проявления религии, ничего не предложив взамен в качестве аналога. Вот этого да - нет. А вот попытки построить общество, в котором бы религия была не востребована ни его институтами, ни массовым обывателем - оказались более чем успешны.

Возможно. Но маловероятно, ибо опровергается всеми имеющимися у нас примерами

Я полагаю вы знаете, что даже среди ветвей тех религий, который являются мировыми отношение к мистическому опыту, а особенно к конкретным актам такого опыта является не только неоднозначным , но и резко отрицательным. Что, кстати, неоднократно в истории приводило к крайне нехорошим последствиям для обладателей такого опыта. И предложенные объяснения со стороны религии могут быть и бывают куда более травмирующие для психики, чем предложения психиатрии. Тем более в случае, если причина оных носит психопаталогический характер (почем нет?).

То, что автор определяет как УВАЖЕНИЕ, это не религия ему помогает, это он использует какие-то удобные ему элементы религиозной (а точнее - мистической) картины мира, чтобы объективизировать свой опыт в максимально щадящем самооценку виде. Если бы он с этим опытом непосредственно прибег к религии, к помощи её служителей, к практикам постов, молитв, бдений и пр., которые в таких случаях показаны, то это был бы качественно иной экспериенс.

А эти две - нет.

Эти две задачи религия не решает. Первую решает идеология, вторую - мистика. То и другое содержится как неотъемлемая часть религиозной картины мира. Но они могут жить и совершенно самостоятельно. Не нужно быть религиозным и прибегать к одной из существующих религий (или изобретать новую) ни чтобы СОВЕРШАТЬ МЕНЬШЕ УСИЛИЙ на поиски смысла, ни чтобы иметь объяснение своего мистического опыта в рамках сохранения УВАЖЕНИЯ к оному, сотни трактатов по эзотерике тебе в помошь.

Reply

gypsy_airs April 17 2022, 19:16:14 UTC
Мне кажется, тут уместно задать вопрос: а лучше ли современные институты, отвечающие за мораль и истину работают чем религия с точки зрения самой религии. За всю религию не скажу, но с точки зрения христианства ответ "нет" должен звучать по обоим пунктам.

Reply

anairos April 18 2022, 06:32:11 UTC
Это уже, как говорится, дискуссионный вопрос. Мораль современного западного общества позволяет культуру отмены и привилегии трансгендеров, но не позволяет рабство или резню по причинам разногласий в догматах. Христианская мораль - наоборот.

Кто-то может предпочесть то или другое, а кто-то - прийти к выводу об априорной абсурдности колориметрической дифференциации инфернальных персонификаций.

Reply

gypsy_airs April 18 2022, 09:37:22 UTC
Мне кажется, вы путаете внешнюю культуру и внутреннюю мораль. То что насаждается народу сверху - поверхностно и слетает при первом же удобном случае, так что защищающие трансгендеров и устраивающие резню из за догматов - это примерно одни и те же люди, попавшие в разные условия. Речь идёт о том, что людям надо вырабатывать самим для себя моральные принципы, и современное общество требует от этих принципов сложности, а не банальной эмпатии, которую можно повернуть в любую сторону. Такой морали в современном обществе нет, но её можно создать, вопрос в том, какая картина мира и какие принципы должны лежать в её основе.

Reply


Leave a comment

Up