Критерии реальности второй реальности. Контакт с реальностью - функция от самоотдачи

Jun 13, 2011 16:30

Стойко преодолев штормовую полосу давешних дискуссий в "Доме у дороги", возвращаемся наконец к размещению материалов трактата "Альтерра и мы".

Заранее просим прощения у тех, кто уже читал выдержки из первой главы трактата в "Лабиринте Судеб" - впрочем, как известно, повторенье есть мать ученья, так что, быть может, оно даже и к лучшему:))

Также хотим обратить читательское внимание на текст, размещённый нами в "Доме у дороги" буквально только что:
"Наши определения реальности и их практическое применение"

Возможно, этот текст позволит нашим читателям составить более отчётливое представление о том, о чём говорится в нижеследующей подглавке трактата.

*********************************

Часть 1.
Введение в альтеррологию

Глава 1.
Определим предмет разговора:
Основные характеристики и терминология

1.1.1. Критерии реальности второй реальности. Контакт с реальностью - функция от самоотдачи

Итак, явление, о котором идёт речь, представляет из себя нечто в ряде аспектов трудноуловимое, нечётко очерченное в пограничных областях - и вместе с тем по существу дела совершенно особенное.

Как мы уже сформулировали, феномен общения со второй реальностью - это такая сфера жизни и творчества, вступая в соприкосновение с которой человек может мысленным образом обрести доступ к некоему миру, внутренне связному и целостному, но не тождественному тому, в котором мы все обитаем телесно; может наблюдать этот мир и действовать в нём.

Для обозначения конкретной формы второй реальности, соответствующей отдельному, вполне определённому миру, мы предлагаем ввести термин "альтерра", складывающийся из частей "альтер" (другой/второй) + "терра" (земля/мир). Это наименование может быть использовано также и несколько более обобщённо, когда подразумевается не частный случай, а такого рода мир вообще, как таковой. Альтерра - это то самое, что мы имеем в виду, говоря о второй реальности в её совершенной форме, уникальности конкретного, личного воплощения.

Мы вполне сознательно не акцентируем разницы между сотворением и выявлением того или иного мира, того или иного пласта второй реальности - не потому, что этой разницы не существует вообще, а потому, что куда более принципиальной является разница между соприкосновением с подлинной РЕАЛЬНОСТЬЮ второй реальности и всевозможными плодами вымысла, мечтаний и просто бреда. Эта разница имеет как "объективную", так и "субъективную" стороны; кавычки в данном случае обозначают относительность разграничения этих понятий - поскольку и о той, и о другой стороне дела можно судить как "снаружи", наблюдая контактирующего со второй реальностью, так и "изнутри", являясь таковым.

Начнём с того, чтобы выделить основные объективные критерии явлений, относящихся к области второй реальности. Эти критерии - прежде всего континуальность (непрерывность во всех аспектах) и наличие глубокой внутренней целостности и согласованности, обусловленное надёжностью причинно-следственных связей. В полной мере эти критерии могут относиться лишь к совершенным формам второй реальности - тем или иным конкретным мирам или пространственно-временным локусам; именно о них по преимуществу пойдёт речь в данной работе.

Вместе с тем существует великое множество явлений, относящихся, несомненно, к той же сфере, но не подпадающих под нашу формулировку - прежде всего потому, что сопутствующей им информации недостаточно для того, чтобы сделать вывод относительно их континуальности и причинно-следственной стабильности. Это могут быть разного рода "картинки" - обрывочные впечатления, связанные с восприятием тех или иных локусов или персонажей, взятых вне контекста или с минимальным контекстом, некоторые "наброски", внезапно обретающие яркость и объёмность, и т.д. и т.п. Такие явления мы будем называть "элементами второй реальности" - и также неоднократно касаться их в связи с основной нашей темой.

Объективные критерии, о которых мы говорим, позволяют оценить степень соответствия им того или иного явления "со стороны", не состоя с ним в непосредственном контакте, а лишь получая информацию об этом - через литературу или просто устные и письменные рассказы. Вместе с тем даже для вынесения подобного рода оценки "со стороны" зачастую совершенно необходимо правильно представлять себе субъективную сторону вопроса - а именно, отношение к делу самого носителя данного контакта, степень его серьёзности, благодарности, ответственности.

Дело в том, что глубина восприятия реальности как таковой, будь то первой или второй, непосредственно зависит от степени серьёзности отношения к ней воспринимающего её. Очевидно, что, если человека "не касаются" даже проблемы его ближайших соседей, а тем более жизнь обитателей других материков, то говорить об адекватности его восприятия этих сфер бытия представляется затруднительным. Чтобы полноценно воспринимать реальность, первую или вторую, необходима определенная степень открытости, постоянной готовности принять к сведению нечто новое извне - и, соответственно, постоянной готовности ответным образом вложить силы в ту практическую помощь, которая от тебя потребуется для изменения ситуации к лучшему. Чем полнее самоотдача, чем выше степень приложенных усилий, обусловленных не собственным волюнтаризмом, а насущными потребностями тех, с кем ты состоишь в общении - тем больше твоя возможность в полной мере соприкоснуться с реальностью, оценить её континуальность и глубину причинно-следственных связей, богатство и многообразие её жизненных форм и их духовного содержания, и т.д. и т.п. Первой реальности это касается абсолютно в той же мере, что и второй. Более того: человек, неспособный услышать своего ближнего и оказать ему своевременную помощь в первой реальности, вряд ли сможет адекватно оценить подлинную полноту реальности второй, вряд ли сумеет поддерживать и хранить бытие вверенного ему сокровища.

Готовность подать помощь и принять помощь, благодарность и ответственность - вот основные "субъективные" параметры, позволяющие оценить степень серьёзности отношения человека, степень вложения его усилий - и, в конечном итоге, степень подлинности его контакта со второй реальностью, что даёт возможность отличить результаты действительного контакта от произвольных вымыслов и себялюбивых мечтаний. Только эти качества, обусловленные исключительно личным выбором, позволяют человеку воспринять и оценить РЕАЛЬНОСТЬ второй реальности - удивиться, поразиться, задохнуться от восхищения, видя, насколько то, что тебе открылось, больше тебя, выше тебя, шире тебя, глубже тебя - едва ли не реальнее тебя самого.

Значение субъективной стороны дела выходит на первый план прежде всего в сфере контакта с элементами второй реальности, где трудно оценить степень континуальности и стабильности явления, - ну и, конечно, то же самое непосредственно касается момента первого соприкосновения, первой встречи с тем или иным миром, тем или иным человеком. От твоей решимости, готовности сделать первый шаг навстречу, в некотором смысле - шаг в бездну, прочь от комфорта привычности во тьму неизвестности, зависит степень реальности переживаемого тобой нового контакта - и, возможно, не только твоя дальнейшая судьба, но и судьба твоих визави.

В этом смысле вопрос о том, "кто тут настоящий, т.е. - не плод моего вымысла, чтобы я мог о нём позаботиться?", который не так редко возникает в сфере соприкосновения с элементами второй реальности - это в чистом виде повторение вопроса о том, "а кто есть мой ближний, чтобы мне возлюбить его, как самого себя?" - который в своё время был задан Христу (Ев. от Луки 10, 25-37). Ответ на это будет по существу дела тождествен евангельскому ответу: кто нуждается в твоей помощи, кому ты можешь её оказать - тот и есть "настоящий", и твои с ним отношения взаимопомощи свидетельствуют об этом как нельзя более реально.

Существует и ещё один очень важный момент. В своё время, судя по всему - на заседаниях философского общества "Инклинги", душою которого были Дж.Р.Р.Толкин и К.С.Льюис, было сформулировано, что одним из отличительных признаков реальности является НЕОЖИДАННОСТЬ. Это подмечено очень глубоко и очень верно. Неожиданность является функцией от основополагающей трансцендентной свободы, заложенной Богом в базовые структуры мироздания в акте его сотворения - той самой свободы, которую физики отмечают уже у элементарных частиц, поведение коих невозможно предсказать однозначно, той самой свободы, наивысшая реализация которой осуществляется в свободе выбора разумного существа. Можно смело утверждать, что наличие трансцендентной свободы является столь же неотъемлемым условием существования реальности, будь то первой или второй, как наличие причинно-следственных связей; можно даже предполагать, что свобода более необходима и первична. В любом случае именно взаимодополняющая парность этих основных условий бытия мира и дает возможность возникновения и существования бесконечного многообразия форм и вариантов, в которых жизнь раскрывается навстречу Создателю, чтобы принести Ему ответное "Да!" - временами ценою немалых усилий переступая через собственное самовлюблённое "Нет".

Для осознания человеком контакта со второй реальностью в отличие от игры собственного произвола вышеизложенная гносеологическая позиция может оказаться очень важной. Это может касаться самых разных вариантов - констатирует ли автор факт неожиданности поведения своего героя, усматривает ли неожиданные для себя повороты обстоятельств, испытывает ли участник ролевого действа неожиданные эмоции/мотивации со стороны "отыгрываемого" им персонажа, и т.д. и т.п. Осознание РЕАЛЬНОСТИ второй реальности, которое открывается в такого рода встречах с трансцендентной свободой подлинного творения - великий дар; необходимо бережно хранить память об этих встречах, чтобы не присвоить себе прерогатив Первопричины - и не вообразить в ослеплении самолюбования, что имеешь право бросить без помощи или даже вовсе уничтожить кого-либо из тех, кто явился на свет не без твоего участия.

*********************************

Данный текст был впервые опубликован в "Лабиринте Судеб" три года назад, вот здесь даже небольшое обсуждение имеется.

*********************************

Апдейт-2021: Ссылки и тезисы

Как уже было сказано в апдейте к нашему альтерристическому кредо, по прошествии более чем десяти лет с создания данного блога многое ранее написанное хочется дополнить-расшифровать с высоты нынешнего опыта - поэтому сейчас мы делаем ряд апдейтов к подглавкам главы 1, намереваясь далее внести эти апдейты в оглавление трактата как самостоятельные тексты.

За эти десять с лишним лет многое для нас и в нас изменилось, включая представления об "идеальном общении", однако главное осталось прежним: более всего нас волнуют отношения человека (нечеловека) с самим-собой-целостным, проживаемые в общении с ядром его личной вселенной, землёй сердца - альтеррой. Ещё нас волнуют отношения альтерристов между собой - как со-альтерристов, вроде нас самих, так и альтерристов-одиночек - а также отношения альтерристов с другими людьми (нелюдьми), в особенности с теми, которые тоже стремятся быть собой-целостными, общаться с самими собой-целостными, общаться собой-целостными со всевозможными Другими.

В остальном - для нас изменилось очень многое, включая предпочтения при оформлении постов, однако переделывать всё выложенное на новый манер смысла мы не видим. Что-то по ходу меняем, конечно, но в целом пускай пока остаётся как было. А там поглядим.

Поэтому сейчас мы просто добавляем сюда ряд ссылок-цитат-примечаний - в целом связанных с темой "критерии реальности", раскрывающих эту тему в разное время с несколько разных ракурсов.

Итак, поехали:

О вымышленном и настоящем - совсем вкратце (2010)

(также см. тут (2013):
"Говоря о реальности, мы подразумеваем два взаимосвязанных аспекта: реальность есть результат взаимодействия воспринимающего "Я" с мирозданием - и реальность характеризуется неотменимостью причинно-следственных связей. Попросту говоря: то, что происходит между двумя и более существами, зависит уже не от одного из них - а от обоих и более, поэтому их взаимодействие формирует узлы причинно-следственных связей, которые могут служить опорой для дальнейшего реального взаимодействия. Реальность = "не только я один", реальность = "мы вместе". Даже "давай по-хорошему договоримся, как будто бы было не так, условимся считать, что бывшего не было" - подразумевает дополнительное наращивание реальности, а не "сброс" её: узлы причинно-следственных связей фиксируют не только факт бывшего, но и факт новой договорённости. Реальность - это не-одиночество демиурга, поэтому реальность неотменима.")

О связи реальности/ материальности с развитием, появлением новых существ и радостью (2012)

(также см. тут (2012):
"Неожиданность - это признак "открытости" системы, принципиально отличающий реальность от моделирования / от игры: в "закрытой" системе игры/моделирования все возможности/перспективы заведомо учтены, теоретически просчитываемы - в то время как подлинная реальность всегда может сломать любой расчёт появлением "на арене" новых существ, новых воль, новых фактов - ведь она по существу дела не имеет никаких границ, все сколько-нибудь представимые границы подлинной реальности весьма проницаемы.

Неожиданность - это всегда диалог: будь то с собеседником ли из плоти и крови - или же с Богом, с миром, даже с самим собой, в конце концов - но только если это честный разговор со своим естеством, а не лукавое угождение своему произволу. Собственное естество тоже может рассматриваться как собеседник в диалоге - в той мере, в какой его бытие сопряжено с бытием всего остального мира и не зависит от произвола руководящего им разума.")

Объективное и субъективное применительно к альтерризму (2013)

Ещё раз о базовых понятиях нашей теории (2013)
(очередные уточнения насчёт критериев альтерризма - объективного и субъективного)

Континуум и внутренняя взаимосвязь, альтерра и незримый спутник (2016)

(важный момент:
"...(друг кинула) нам на размышление прекрасную тему - "партнёр как альтерра", с шуточным добавлением "а в качестве альтерритов - его "тараканы""; расписывать было некогда, но таки да! - совершенно безотносительно к "иным мирам" в вопросах близости работают ровно те же самые закономерности: это реальная история общения, где всё растёт одно из другого, а не возникает из ничего, это континуум, прошитый связями, которые никуда не исчезают, где всё неотменимо… Конечно, имеется в виду не любой близкий, упавший на голову на полчаса - а такой, которого ты можешь, как самого себя, постигать годами...")

Мир внутри меня (2019)

Недра недр (2019) (о континуальности альтерры, коренящейся в континуальности личной истории)

Пространство где мы наиболее живы (2019)

("...эта тема - реальность как поле подлинного / личного / глубинного взаимодействия - она то и дело возникает в наших разговорах, и это вполне понятно - ведь по сути дела альтерра-в-соальтерризме является, можно сказать, "шарообразным в вакууме" примером именно такого взаимодействия...
...говоря "в голове / в головах" я имею в виду не "в клетках мозга" и не "в воображении", а "в сознании-подсознании-внутренней вселенной-пространстве общения"...
...если брать по большому счёту, целостно-личностную сторону дела - то тема "внутри головы" окажется и вовсе ни при чём, потому что всё главное происходит не "внутри головы" - а между личностями, как минимум - в пространстве, объединяющем несколько "голов" в некоторое единое-целое (система мать + младенец, создающая "общий мозг / общее сознание", система "терапевт + пациент", создающая "общее поле", в котором все главные изменения и происходят, семья как Дом/Очаг и прочая и прочая и прочая) - то есть очевидным образом всё это главное происходит в бОльшей степени "вне головы", чем "внутри"...

(цитата из Калшеда) "Наше бинокулярное зрение столь важно, потому что оно объединяет два мира внутренней и внешней реальности в каком-то живом третьем. Мы можем назвать эту промежуточную реальность «аналитический третий» (Ogden, 1994) или парадоксальное «потенциальное пространство», где мы наиболее живы (Winnicott, 1971), или «трансцендентная функция» (Jung, 1916). Так или иначе, пространство между нашей приватной субъективностью и нашей интерсубъективностью имеет решающее значение для понимания человеческих условий существования, а также для исцеления тех областей этого пространства, пребывание в которых становится невыносимыми, и мы спасаемся бегством в один из двух миров..." (Д.Калшед. "Травма и душа")")

Вселенная глубин и путь домой (2020)

("Портал - это я! -
но не я-одинокий - а я-целиком.
Могу ли я, в силах ли я образовать собою портал, чтоб войти туда, где мне нужно быть, где я жажду быть -
зависит не от кого-то чужого, а от моих соотношений с самим собой.
.............
Альтерра - это _не_ любая вторая реальность. Альтерра - это земля сердца, земля любви, это та второреальная вселенная, которая является вселенной личных глубин альтерриста - то самое ядро, которое формируется в недрах недр личного универсума. (...) В общении с альтеррой мы способны познавать-любить-исцелять-строить взаимоотношения с обитателями бесконечных просторов нашего личного универсума, врастающего в мультиверсум общий... (...) Божество-мир-существа в буквальном смысле слова дышат друг другом, предоставляя друг другу возможность полного свободного проживания - каждому себя-самого-целиком.")

И ещё важный момент - про помощь-исцеление-развитие.

В вышеизложенной подглавке мы написали: "Готовность подать помощь и принять помощь, благодарность и ответственность - вот основные "субъективные" параметры, позволяющие оценить степень серьёзности отношения человека, степень вложения его усилий - и, в конечном итоге, степень подлинности..."

С высоты нынешнего опыта можно истолковать вышеописанное как комплекс параметров, соответствующих родительско-детской системе отношений - где Внутренний Родитель одаряет, а Внутреннее Дитя принимает / где Внутреннее Дитя дерзает, а Внутренний Родитель обеспечивает - и так совершается исцеление / развитие их общей вселенной.

Альтерризм очень во многом являет собою ответ на призыв о помощи. Горе, живущее в твоих глубинах, взывает о помощи, и ты погружаешься, чтобы вместе (Родитель+Дитя, Божество + Существо / Существа) войти в горе, случившееся когда-то не здесь и не сейчас - чтобы сделать его проживаемым здесь-и-сейчас - чтобы вместе пройти через смерть и воскресение, спасти себя и свою вселенную, исцелить = восстановить целостность.

И вместе с тем, на наш нынешний взгляд - в приведённой цитате имеется некий перекос в сторону Родительского в ущерб Детскому, т.е. как бы не/ недостаточно учитывается тот аспект альтерризма, о котором, например, в "Крови Живых" (2020):

"...для меня, обретающего плоть на ЗА, "напиться крови живых" означало не только "присоединиться к переживаниям тех, с кем общаюсь, обрести доступ к сильным чувствам / глубоким изменениям" - но и "в отношениях обрести себя, проявляя пораненную / подавленную внутреннюю жизнь: буду делать всё что захочу, получать обратную связь, оценивать последствия, делать выборы - и так узнаю, какой я, увижу себя-настоящего!""

Всё это - в тему "альтерризм как путь домой" -

"Моё "дома" = "я у себя"/ "Я ЖИВУ!" - то есть "я-в-полноте общаюсь со вселенной-в-полноте".
(...)
Если уж говорить в терминологии психологии привязанности - в том аспекте, когда говорят о "безопасной / надёжной привязанности", переводя одно и то же слово то как "безопасный", то как "надёжный" - то я однозначно бы выбрал термин "надёжность", надёжность-как-адекватность, адекватность-как-надёжность - мне нужна была такая вселенная, которая сможет адекватно / надёжно принимать мой огромный рост, мои штормовые развороты, сможет во весь голос отвечать мне на том же языке, на котором говорю я.

Мне нужна была вселенная, которая не разрушится, когда я начну в полный рост проживать свои чувства, которая не провалится, когда я ступлю на неё во всю мощь и тяжесть моих гигантских структур - которая даст мне адекватную обратку в любви, схватке, смехе! - не комфорт, чтобы спрятаться в уголке, а надёжность, чтоб воздвигнуться во всю высь, раскинуться во всю ширь. "Припасть к земле, наполниться её силой, вширь и ввысь развернуть внутренние структуры - то ли дракон, то ли подъёмный кран, разрушать и строить, я дома, ура!!!" (отсюда) (...)

Вообще тема "возвращение домой", как я в потрясении выяснил всего пару лет назад, в ЗЗ-шной психологии означает ровно то же, что имеем в виду мы - возвращение к полному принятию себя, к своим глубинам."

*********************************

К оглавлению трактата "Альтерра и мы"

Онтология творчества, Критерии реальности, Дополнения к трактату, Главы из трактата

Previous post Next post
Up