Продолжаем размещение первой главы трактата "Альтерра и мы".
1.1.2. "Другой" значит "друг"
Повторим уже неоднократно сказанное - о ключевом термине (обоснуем ниже).
Для обозначения конкретной формы второй реальности, соответствующей отдельному, вполне определённому миру, мы предлагаем ввести термин "альтерра", складывающийся из частей "альтер" (другой/второй) + "терра" (земля/мир). Это наименование может быть использовано также и несколько более обобщённо, когда подразумевается не частный случай, а такого рода мир вообще, как таковой. Альтерра - это то самое, что мы имеем в виду, говоря о второй реальности в её совершенной форме, уникальности конкретного, личного воплощения.
Теперь обоснование.
Существует не так мало терминов, касающихся обозначения тех или иных локусов и/или пластов второй реальности в соответствии с разными ракурсами рассмотрения феномена общения с ней. Наиболее употребительные из этих терминов - "другое место", "другой мир / другие миры", "параллельные миры", "альтернативы" - и, наконец, собственно "вторая / вторичная реальность". Несколько более узкий спектр значений имеют такие понятия как "Фэери", "Фэнтэзи", "Волшебная Страна". Кроме того, в настоящее время известно довольно много "имён собственных" из этой сферы - Средиземье (Средьземелье), Нарния, Амбер, Земноморье и др.
Нам представляется важным следующий момент. Устойчиво повторяющееся слово, которое, с нашей точки зрения, является ключевым - это "другой", с примыкающим к нему понятием "второй", в том аспекте, в котором они равнозначны латинскому "альтер": "альтер эго" = "другое / второе я" = "друг", то есть - "подобный мне, вроде меня, хоть и не я".
При этом термин "иной", который зачастую употребляется как синоним слова "другой", в интересующем нас плане имеет смысл едва ли не противоположный. Определение "иной" подразумевает радикальное отличие одного предмета от другого: "инок" - "тот, кто не от мира сего", "мир иной" равнозначно понятию "тот свет", и т.д.
Мы хотим подчеркнуть, что в отношении описываемого нами явления в первую очередь значима тема "подобия/парности" ("друг"), и только во вторую - тема противопоставления этой сферы жизни всем прочим.
Понятия "второй" и "вторичный" в интересующем нас аспекте тоже отнюдь не тождественны. Слово "вторичный" подразумевает значение "производный от первичного", и термин "вторичная реальность" указывает прежде всего на сотворённость её человеком - творцом с маленькой буквы, а не Творцом с большой. Так, по Толкину - "вторичное творчество" есть специфическое искусство тварного существа, эльфа или человека, создавать "вторичный мир", в отличие от созданного Богом первичного.
Нас же занимает совсем другая сторона дела. Мы используем термин "вторая реальность", подразумевая тем самым принципиальное соответствие и подобие, сходство между первой и второй реальностью - в том смысле, что, как уже говорилось, основными характеристиками второй реальности, которыми она уподобляется первой и отличается от вымыслов и бреда, являются континуальность (непрерывность во всех аспектах) и наличие глубокой внутренней целостности и согласованности, обусловленное надёжностью причинно-следственных связей - а также трансцендентная свобода бытия, реализующаяся в возможной неожиданности даже и принципиально предсказуемого результата.
Итак, подведём итоги: вторая реальность - это нечто изначально "парное" первой, и противопоставление их можно уподобить расстановке партнёров в танце, единству и противоположности полов, любовному сочетанию двух глазастых запятых в общеупотребительном нынче знаке гармонии "инь" и "ян"; ни о какой принципиальной несовместимости или вражде не может быть и речи - ибо и та, и другая созданы величайшей любовью Того, Кого мы называем "Жизнью Преизбыточествующей" - что означает высшую полноту, изливающуюся через край, чтобы щедростью и радостью произвести на свет всё сущее.
***************************
К оглавлению трактата "Альтерра и мы" ***************************
Апдейт-2021: Один, Другой... А вот и Третий!
Добавляем сюда ряд цитат из разговоров, состоявшихся в 2019-2020 (т.е. около десяти лет спустя создания данного блога) - из обсуждения, можно сказать, прямо по сабжу данной подглавки:
о том что такое Другой-как-Друг, о бытии альтерриста-одиночки и альтерриста-с-Другим
о том как взаимодействуют вторая реальность и первая, о том как являет себя нечто третье
о диалоге применительно к альтерризму, о становлении и развитии альтерриста в общении
(полностью пост и обсуждение -
вот здесь)
* * *
(О поддержке, которую может давать Другой как Друг)
"...возможность поддержки напрямую связана со способностью к детско-родительским отношениям (...) Когда эта поддержка взаимна - то каждый из партнёров поочерёдно-пофазно:
- то становится приемлющим родителем, в объятиях которого другой как ребёнок проживает все свои чувства, выражает все свои мысли и чаяния, прорабатывает все свои внутренние проблемы, и "родитель" устойчиво переносит всё, помогая "ребёнку"
- то, стало быть, сам превращается в "ребёнка", а "родителем" при этом делается другой.
Понятно, что для того чтобы быть способным делать это полноценно, не разрушаться от эмоций партнёра и устойчиво давать ему поддержку - нужно иметь внутри себя полноценную структуру "внутреннего родителя", то есть быть способным оказывать такое родительское принятие самому себе. Если оба партнёра юны и вдобавок поранены, если у них ещё не в полной мере (или даже "в полной мере не") выросла эта самая внутренняя родительская структура - то как они могут поддержать друг друга, не разрушаясь при этом? (...)
Наш личный опыт свидетельствует, что получить такую поддержку можно в контакте с альтеррой - с землёй любви, землёй сердца, по дефолту озаряемой солнцем самости, изначально питаемой его теплом. Более того: теперь мы с Татой видим и понимаем, что всё то, чего мы - по многим причинам, и в связи с юностью, и в связи с травмами - не могли дать друг другу _непосредственно_, в том числе речь о полноценной взаимной родительской поддержке - мы смогли в полной мере дать друг другу _опосредованно_ - через землю сердца, в общении с альтеррой."
* * *
"Вот эта тема - реальность как поле подлинного / личного / глубинного взаимодействия - она то и дело возникает в наших разговорах, и это вполне понятно - ведь по сути дела альтерра-в-соальтерризме является, можно сказать, "шарообразным в вакууме" примером именно такого взаимодействия. (...) всё главное происходит не "внутри головы" - а между личностями, как минимум - в пространстве, объединяющем несколько "голов" в некоторое единое-целое (система мать + младенец, создающая "общий мозг / общее сознание", система "терапевт + пациент", создающая "общее поле", в к-ром все главные изменения и происходят, семья как
храм, где совершается таинство обретения личности - и прочая)..."
(...) Из книги Калшеда:
"Наше бинокулярное зрение столь важно, потому что оно объединяет два мира внутренней и внешней реальности в каком-то живом третьем. Мы можем назвать эту промежуточную реальность «аналитический третий» (Ogden, 1994) или парадоксальное «потенциальное пространство», где мы наиболее живы (Winnicott, 1971), или «трансцендентная функция» (Jung, 1916). Так или иначе, пространство между нашей приватной субъективностью и нашей интерсубъективностью имеет решающее значение для понимания человеческих условий существования, а также для исцеления тех областей этого пространства, пребывание в которых становится невыносимыми, и мы спасаемся бегством в один из двух миров...
(...)
...На фотографии мы видим, как ребенок балансирует между двумя мирами - гравитация тянет его вниз, а матрас, пружиня, подбрасывает к потолку. Камера фиксирует его чистый восторг и игривую живость в этот момент невесомости. При помощи нашего воображения мы можем дополнить картину радостными возгласами и признаками возбуждения ребенка. Поэтическая надпись Поля Элюара гласит: «Il y a un autre monde mais il est dans celui-ci» - «Есть еще один мир, хотя он находится в этом мире» (вариант перевода: "Есть мир иной, но это здесь, а не там"). У нас есть чувство, что в момент, схваченный этой фотографией, этот ребенок знает о со-впадении или о «со-вместности» этих двух миров и о волшебстве, которое заполняет потенциальное пространство, в котором они встречаются. Чтобы ощутить эту лиминальную область, которая не является ни тем, ни другим миром и в то же время является и тем, и другим, нужно соприкоснуться с таинственным «третьим», который есть сама суть одушевленной жизни."
(Д.Калшед. "Травма и душа")
* * *
(Вопрос друга)
"Автор (Д.Калшед) балансирует на грани "тру-науки" (где наблюдаемое, нейрофизиология и признанные подходы) и желанием таки проникнуть и сказать хоть что-то "о мире закрытых глаз", не вываливаясь целиком из научной парадигмы. (...) Что до "третьего пространства", то - нутром чую, что тут что-то очень важное!"
(Наш ответ)
"Насчёт "на грани тру-науки" - тут всё нелинейно:) По факту, всё что связано с вопросами психологии - всегда пребывает на этой грани, потому что психология вынужденным образом имеет дело именно с теми материями, которые "не потрогать руками" - и можно лишь кропотливо собирать всевозможные субъективные свидетельства "изнутри личности", интегрировать их с объективными фактами "снаружи личности", делать выводы - по ходу чего обкатывать практику на живых людях, вынужденно имея дело со всевозможными аберрациями, более/менее успешно отделяя "сердцевину от шелух" - сиречь результаты рабочего метода от случайных или же закономерных, но по другим законам живущих, сопутствующих явлений. И только по мере развития знаний об устройстве нервной cистемы, мозга и пр. - можно пытаться проинтегрировать наработанное ещё и с этими материями, опять-таки с риском спутать сердцевину и шелухи:)
Калшед начинал работать в 1970-е, всерьёз стал известен в 1990-е - много чего можно было утверждать лишь наощупь. Впрочем, юнгианцы всех мастей успешно работают через осмысление мифа как зеркала устройства психики, прежде всего, ткскть, "психики межличностного" - личность как плод межличностных взаимодействий (напомню, что "личность есть Бытие-в-Общении" - это ведь формула из области богословия, т.е. тоже не то, что "можно потрогать руками" даже на уровне нейронов:))
(...) Что до "третьего пространства" - это дааа, это офигеть как важно! - и это именно про межличностное, про "бытие-в-общении" - которое формирует для начала личность младенца в контакте с матерью, притом мать является с самого начала необходимой (= недостающей у младенца) частью его мозга, т.е. тут это самое "межличностное / третье пространство" просто рулит, без него личности вообще не возникнет (цимцум, "отхлынывание Бога ради творения" = предоставление места для разворачивания психических процессов ребёнка _внутри_ психики родителя).
И вот насчёт тру-науки - то на нынешнем этапе в психологии целый ряд направлений работает с этими материями, про это много пишет напр.
Левчук:
"Интерсубъективность - про то, что психики неизбежно и непрерывно влияют друг на друга, взаимопроникают и «общаются». Создавая при этом общее меж-субъектное пространство, интерсубъективное поле (в разных подходах оно называется по-разному - би-персональное поле, интерперсональное поле, реляционная матрица, интерактивная матрица, третий). (...) Похожая ситуация со словами «реляционный» (отношенческий) и «интерперсональный»."
* * *
(Вопрос друга)
"1) Правильно ли я понимаю, что для вас сейчас основное поле разворачивания альтерры не "внутри головы", а в межличностных взаимодействиях? (...)
3) правильно ли я вижу, что даже за последние несколько лет для вас это представление - об альтерре не в голове, а в пространстве общения - поменялось?" -
(Наш ответ)
"Итак, вопрос об основном поле разворачивания альтерры.
Прежде всего - мы ведь с самого начала работаем как со-альтерристы, это не случайное для нас явление, а закономерное! - то, чего каждый из нас не мог дать самому себе в одиночестве, мы смогли дать друг другу посредством жизни в альтерре. И в этом смысле для нас пространство "внутри головы" и пространство общения, применительно к альтерре - это практически одно и то же пространство. Так было с самого начала, так было всю дорогу - хотя, конечно же, у нас и с самого начала было много того, что проживалось в одиночку, того, чем было трудно поделиться, и потом этого было много - по мере созревания инструментов мы всё больше делимся друг с другом, конечно, но всё равно тут ведь не только вопросы, чем можно поделиться активно - но и что из этого может воспринять визави.
(
вот тут ветка комментов "С альтеррой в обнимку" - краткое изложение со ссылками насчёт нашей практики погружения, нас-вместе и нас-по-отдельности;
там же о значении интегрирования прожитого в альтерре - ведь общение с альтеррой живёт по тем же законам, что и общение с близким - тема "Другой-как-Друг")
А теперь - вопрос о том, что для нас поменялось в последние несколько лет.
Представление-то наше не поменялось - а вот зато очень сильно поменялся акцент в плане развития, ткскть, науки альтеррологии: на нынешнем этапе нас в наибольшей степени волнуют процессы становления и развития альтерриста в общении (с со-альтерристом, со слушателем, с альтеррой-как-собеседником) - это всё волнует нас больше чем, скажем, вопросы отнологии творчества, творческой практики, эксперимента и пр. (которые тоже волнуют, конечно, но на данном этапе - меньше) или вопросы, грубо говоря, нравственного выбора (которые раньше волновали больше)."
* * *
(Вопрос друга)
"Считаете ли вы, что в принципе альтерристом может стать любой человек, который находится в достаточно плотном контакте со своей внутренней вселенной"
(Наш ответ)
"Мы полагаем, что - да, в принципе-то необходимым условием является именно контакт со своей внутренней вселенной - однако этого недостаточно, чтобы стать альтерристом. Другим не менее важным условием является горячее желание, жажда и алчба, именно этого вида творчества, именно такого взаимодействия с миром! - а не какого-либо иного, тоже дающего возможность проживать свою внутреннюю вселенную в общении-на-ты.
Альтерризм - штука очень специфическая.
Интегративность альтерризма, дающая возможность столь глубокого и полноценного проживания себя в полноте целостности, имеет оборотной стороной море кропотливого труда, море внимания, море усилий по "интегрированию вручную" - необходимых чтобы внутренний континуум не разрывался на множество лоскутьев, не разбивался на множество осколков - возможно, по-своему прекрасных, но по сравнению с объёмностью альтерризма обескураживающе плоскостных.
С этого ракурса не странно, что для многих людей, даже склонных скорее к творчеству проживания чем к творчеству изображения, альтерризм представляется избыточным, не окупающим таких усилий - их вполне устраивают другие варианты..."
* * *
(Вопрос друга)
"субъекты этого взаимодействия могут быть и со-альтерристы, и альтеррист со своими альтерритами, и альтеррист с другом-неальтерристом, который задает вопросы, погружается в рассказанное и тд?
Или всё-таки главное взаимодействие, в котором проявляется альтерра, это взаимодействие со-альтерристов? Тогда как это происходит у "одинокого в ночи" альтерриста, у которого нет партнера, и необходим ли ему друг-слушатель?"
(Наш ответ)
"Насчёт одинокого альтерриста, как мы заметили на встреченных, обстоит так.
В детстве, как правило, творческая связь со своими глубинами настолько сильна, а потребность себя проживать так остра, что множество малолетних альтерристов легко существуют в одиночку - тем более что, как правило, у малолетнего альтерриста и объём наработанного материала меньше, и память лучше, поэтому вопрос о трудах по интегрированию так остро не стоит. А вот зато потом, в пубертате и далее... - там возникает много возрастных проблем, в т.ч. ресурс на альтерризм нужно выжимать уже коленкой - ну и, как правило, здесь переламывается: кто-то становится бывшим альтерристом (с разным отношением к делу), кто-то находит со-альтерриста и/или качественного слушателя и всё расцветает с новой силой, кто-то прокачивает такую мощную связь с внутренней вселенной, что она устойчиво поддерживает личность, и жизнь в двух мирах становится могучим катамараном, бороздящим океан вселенной:)
Независимо от наличия или отсутствия со-альтерриста, друг-слушатель - это хорошо всегда."
(...) "Какие на _наш_ взгляд задачи слушателя:
Внимательно слушать, запоминать, составлять и поддерживать для себя в уме цельную картину по рассказанному. При этом быть готовым к тому, что рассказанное в одно время будет в чём-то противоречить рассказанному в другое - так и должно быть, это законы психики.
Задавать вопросы, чтобы уяснить для себя невнятные и противоречивые места, и корректировать свои представления (об альтерре, альтерритах и самом альтерристе) сообразно услышанному. При этом быть готовым к тому, что далеко не всё альтеррист способен объяснить логично и убедительно с точки зрения слушателя, а кое-что объяснит так, что с ним захочется спорить.
Быть готовым к диалогу с альтерристом (а то глядишь и с альтерритами), если к этому готов сам альтеррист, и сообща определять обоюдно желанные рамки этого диалога: от тихого одобрения до жарких дискуссий и соучастия в альтерризме (вопросы, советы, мозговые штурмы, проработка моделированием разных вариантов событий и пр.)
Ну и конечно действовать при этом собой, не пытаясь из лучших побуждений обманывать собеседника, лицемерить и исчезать за обтекаемыми форматами."
(Насчёт взаимодействий альтерриста с альтерритами)
"...грань между клубящимся облаком альтернатив и альтеррой - это во-первых осознание альтерристом факта "здесь не господствует моя воля, здесь всё строится на взаимодействии", а во-вторых в столкновении воль принимаемое решение "я не отступлю в парадиз сладкого произвола и одиноких грёз, я буду отстаивать нашу общую жизнь на нашей земле". Закономерно, что именно тогда помощь со стороны тех, кто населяет твою альтерру, становится ощутимой."
***************************
Оглавление проекта "Три Парки" -
вот здесь.