О космологических представлениях Аристотеля и Григория Паламы

Mar 25, 2011 02:07



Читаю сейчас "Сто пятьдесят глав" свт. Григория Паламы в переводе и с комментариями А. И. Сидорова. Последние поражают, а также несколько утомляют, своей пространностью и какой-то загадочной "случайностью". Во всяком случае, лично я не могу понять, по какому принципу те или иные фрагменты текста (порой вполне прозрачные по смыслу) отбираются для ( Read more... )

Аристотель, Григорий Палама, космос

Leave a comment

mondios March 25 2011, 18:12:18 UTC
Интересную тему затронули, Александр ( ... )

Reply

mondios March 25 2011, 18:19:58 UTC
А что касается слов "как мы веруем", то речь тут идет о 1 Сол. 4, 16-17 ("мы.. восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе"). Этот момент Палама подробнее разъясняет в Послании к Ксении, 15.

Reply

alexandrg March 25 2011, 23:20:36 UTC
Спасибо за столь исчерпывающие разъяснения. Фактически, закрыли тему. :)
Я, собственно, так и думал, что Палама опирается на какую-то сформировавшуюся традицию, а не почерпнул идею пространственной бесконечности случайным образом из сочинений каких-то древних философов.

Reply

alexandrg March 26 2011, 06:06:44 UTC
+++Например, Аристотель говорит об эфире как пятом элементе, а Палама перечисляет четыре элемента, а эфир считает огнем, содержащемся в небесных телах ( ... )

Reply

mondios March 30 2011, 07:58:42 UTC
Если бы Палама считал эфир пятой стихией, как Аристотель, то он не говорил бы, что стихий 4, а сказал бы вместе с цитируемым далее псевдо-Аристотелем ("О мире" не принадлежит Аристотелю), что стихий 5. Думаю, для Паламы не так важно, сколько стихий, сколько то, чтобы не принимать учения Аристотеля об эфире как вечном субстрате неба, движущемся по кругу и одушевляющим небесные тела. Палама поэтому просто приводит то, что ему известно из учебников и что не противоречит христианской вере - а из учебников ему известна частично переработанная Влеммидом стоическая концепция космоса, состоящего из 4 элементов, причем стоики критиковали Аристотеля за введение 5-го элемента вопреки учению Платона о 4-х элементах (правда, позже Прокл доказывал, что 4 элемента Платона не противоречат 5-ти элементам Аристотеля, т.к. и тот и другой философы учат об одном и том же). Для Влеммида и Паламы четвертый элемент делится на два уровня - земной огонь (имеющий объем) и небесный огонь (эфир, более блистающий, чем огонь), из которого состоят неодушевленные (в ( ... )

Reply


Leave a comment

Up