О космологических представлениях Аристотеля и Григория Паламы

Mar 25, 2011 02:07



Читаю сейчас "Сто пятьдесят глав" свт. Григория Паламы в переводе и с комментариями А. И. Сидорова. Последние поражают, а также несколько утомляют, своей пространностью и какой-то загадочной "случайностью". Во всяком случае, лично я не могу понять, по какому принципу те или иные фрагменты текста (порой вполне прозрачные по смыслу) отбираются для комментирования, и зачем в комментариях столько длинных цитат из различных дореволюционных изданий. Но это так, к слову...

В самом начале трактата, где Палама излагает, казалось бы, вполне традиционные перипатетические представления об устройстве Вселенной, есть весьма интересный фрагмент:

"5. Небесное тело не обладает поступательным движением вперед и не устремляется ввысь. И это не потому, что дальше нет места, [куда бы оно могло двигаться], поскольку пребывающая вместе с данным телом и содержащаяся в нем сфера эфира также не возносится вверх. Не потому, что нет места для продвижения [этого тела], ибо небесное пространство объемлет и эту сферу. Оно не распространяется вверх, поскольку [область, находящаяся] выше сферы эфира, - более легкая, чем эфир. Поэтому [небесное тело] по естеству своему выше сферы эфира. Стало быть, небо не распространяется ввысь не потому, что там нет места превыше его, но потому, что не существует тела легче и тоньше его.

6. Итак, нет тела, которое бы было выше небесного тела. Но это не потому, что выше не существует [какой-либо области бытия], способной вместить тело, а потому, что небо объемлет всякое тело и нет никакого другого тела, запредельного ему. А если бы было возможно пройти через небо, как мы благочестиво веруем, то та [область], которая выше неба, не была бы недоступной. Ибо Бог, Который наполняет все и Который простирается в бесконечность за пределами неба, существовал и до [возникновения] мира, наполняя [Собою], как и ныне наполняет, всякое место в мире. И не существовало ничего такого, что могло стать телом в нем. Поэтому и вне неба (как и на окружности мира или внутри него) нет какого-либо препятствия для существования места, в котором [могло бы] быть тело." [Свт. Григорий Палама. 150 глав, 5-6]

К сожалению, процитированный текст не дает совершенно ясного ответа на вопрос, как именно свт. Григорий представлял себе "занебесье". Но я вижу всего два возможных способа его интерпретации:
(1) за пределами неба начинается бесконечное пустое, сотворенное Богом, пространство, которое, в принципе, способно вместить в себя сколько угодно тел;
(2) упомянутое пустое пространство - это и есть Бог, "Который простирается в бесконечность".

Второй вариант, конечно, совершенно экзотичен, поскольку предполагает, что Палама наделял Бога таким небожественным атрибутом, как пространственная протяженность. Но, в данном случае, дело вовсе не в этом, а в том, что оба варианта противоречат аристотелевской картине мира, лежащей в основе космологических представлений самого свт. Григория. Аристотель ведь отрицал существование "места и пустоты" за пределами неба (хотя при этом допускал существование там неких непространственных вещей):

"Одновременно ясно, что вне Неба равным образом нет ни места, ни пустоты, ни времени. Ибо [а] во всяком месте может находиться тело; «пустотой» называют то, в чем тело не находится, но может оказаться; [в] время есть счет движения, а движение без естественного тела невозможно. Между тем доказано, что вне Неба нет и не может оказаться тела. Следовательно, очевидно, что вне [Неба] нет ни места, ни пустоты, ни времени.
По каковой причине вещи, которые там [находятся], существуют не в пространстве, равно как и время их не старит, и ни одна из [вещей], расположенных над самой внешней орбитой, не знает никаких изменений, но, неизменные и не подверженные воздействиям, они проводят целый век (aio'n) в обладании самой счастливой и предельно самодовлеющей жизнью." [Аристотель. О небе. 1, 9]

Впрочем, дело, конечно, не только в Аристотеле. Насколько я понимаю, принято считать, что идея пространственной бесконечности Вселенной была в целом чужда и античной мысли, и средневековой. И что появляется она лишь в Новое время. Но если так, то откуда она взялась в трактате Григория Паламы? Вряд ли это его собственная разработка.

Аристотель, Григорий Палама, космос

Previous post Next post
Up