Есть такое мнение, что в рамках паламитского дискурса (ПД) формулировки "энергия есть движение сущности" (1) и "энергия есть сущность в движении" (2), несмотря на грамматическую разницу между ними, по смыслу тождественны. И потому неважно, что сам Палама второй формулировкой никогда не пользовался - она все равно с легкостью встраивается в его
(
Read more... )
Собственно вашего пункта 1 вполне достаточно, так как подлежащее в двух случаях разное, по существу разное - движение и объект. Причем движение может наблюдаться со стороны иного наблюдателя, а сам объект нет (лишь его свойства, которые суть проявление объекта во вне).
Reply
Кому достаточно, а кому, как видите, и все пять несерьезны. :)
Reply
Другое дело, мнения опонентов или последователей Паламы, которые решили, что лучше самого Паламы понимают его учение. У таких могут возникнуть идеи о тождестве вышеупомянутых формулировок. Есть правда еще варианты небрежного обращения формулировками самим Григорием, или же случаи некорректного перевода...
Reply
http://alexandrg.livejournal.com/14786.html
Reply
Второй вопрос состоит в органие восприятия. Можно ли принципиально почуствовать нечто нетварное тварным органом, если тварное и нетварное исключительно инаково. Таким образом, если придерживаться учения Паламы, мы вынуждены признать, что человек в своей высшей природной части все же выходит за рамки чисто тварной области, поскольку имеет возможность восприятия нетварных энергий. Либо нужно согласиться, что это лишь проявления "атмосферные", нашего мира, лишь возбуждаемые из-вне Богом специально для того, чтобы мы могли как-то их воспринять. Впрочем даже так мы можем говорить о причастии Существу по схеме: тварные явления - проявление воли Бога [нетварные энергии] - Существо Бога... Но сам Григорий вероятно был против такой схемы...
Reply
По второму - Вы предлагаете выбирать из двух ересей.
Reply
Leave a comment