Существуют два кратких определения того, что такое Церковь. Эмпирическое: Церковь есть Собрание (εκκλησια) верных. И мистическое: Церковь есть Тело (σωμα) Христово.
В Кол. 1:24 и Еф. 1:22-23 апостол Павел отождествляет Тело с Собранием:
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его,
(
Read more... )
Comments 173
Единосущность свойственна всем вообще людям, не только членам Церкви. А вот что такое взаимопроникновение членов Церкви? Я думаю, тут выявятся существенные различия с единством лиц Пресвятой Троицы.
Reply
Да, конечно.
+++А вот что такое взаимопроникновение членов Церкви? Я думаю, тут выявятся существенные различия с единством лиц Пресвятой Троицы.++
Я думаю, да. Поскольку единство членов Церкви - это все-таки образ единства ипостасей Троицы.
Тем не менее:
"Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня." Ин. 17:20-23
Reply
Я тоже думаю, что ипостаси в Теле Христа не так едины, как ипостаси в Троице.
Но, в любом случае, реальность, а не метафоричность, перихорезиса ипостасей подразумевает некое единство места и времени.
Собственно, именно это по большому счету Дмитрий и отрицает: единство места и времени ипостасей в Теле Христа.
Reply
Reply
в таком случае получается, что можно буквально понимать и тело, и собрание; конечно, не всякое собрание есть тело (по характеру организации) и не всякое тело есть собрание (по характеру его членов), но там, где имеется совпадение того и другого, и есть Церковь
кстати, биология знает тела, в к-рых родившее становится частью рождённого
Reply
Я и не говорил, что Собрание верных - это механический набор.
+++во-вторых, даже если рассматривать человеческое тело, со временем в нём не остаётся ничего, что было некогда рождено - все клетки и, соответственно, все члены обновляются; плюс нек-рые члены могут быть привиты, пересажены и т.п.+++
Ну, и что? Человеческое тело - это же не точная модель Церкви, а всего лишь аналогия.
+++кстати, биология знает тела, в к-рых родившее становится частью рождённого+++
Интересно. А что это за тела?
Reply
ну, Вы же как раз основывали эту свою версию (что Церковь есть Тело Христово не буквально, а метафорически) на критике буквального толкования - что тогда, мол, все члены Церкви, включая саму Богоматерь, должны быть рождены Марией; однако не все члены человеческого тела рождены его матерью - всякое тело обновляется (взрослое обновляется полностью раз в 6 лет, детское - гораздо чаще) и оч. быстро в нём не остаётся никаких членов, бывших при рождении, т.е. собс-но рождёных матерью
//Интересно. А что это за тела?
это, напр., все тела, размножающиеся делением
Reply
Да, я, кажется, понял, что Вы хотите сказать. Спасибо, это интересная мысль. По сути, это вопрос о соотношении в Церкви тленности и нетленности. Тут есть над чем подумать.
+++это, напр., все тела, размножающиеся делением+++
По-моему, при размножении делением нельзя говорить о родившем и рожденном. Но, впрочем, это неважно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Собственно, наиболее интересный вопрос, в каком разделены, а в каком не разделены. :)
Reply
Мне кажется, что интересно бы посмотреть толкование на эти слова у свт. Кирилла Александрийского в Толковании на Евангелие от Иоанна, IV, 11, 11 (Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. Х. Свт. Кирилл Александрийский. Творения. Кн. 3. М., изд. Паломник, 2002. С. 751 - 757).
Reply
Reply
Reply
Reply
Толкование на Евангелие от Иоанна
«Здесь надо особенно обратить внимание на то, что не по одному только
настроению, состоящему в душевном расположении, будет пребывать в нас Христос,
как говорит Он, но и по причастию, конечно природному. Как если кто, соединив
один воск с другим и расплавив на огне, делает из обоих нечто единое, так чрез
приобщение Тела Христова и Честной Крови Он Сам в нас и мы со своей стороны в
Нем соединяемся.»
Reply
Как можно заметить, свт. Кирилл утверждает и то, что святые во Христе обладают отдельными душами и телами, и то, что они едины и сотелесны друг другу. Это как раз то, о чем и я говорил.
Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. 11, 11:
"Но чтобы, углубляясь в рассуждения об этом, мы не показались кому-либо удаляющимися от толкуемых слов, считаем необходимым сказать опять, что в пример и образ нераздельной любви, согласия и единства, мыслимого в единодушии, Христос, взяв существенное единство, какое Отец имеет с Ним, а Он с Своей стороны с Отцом, - желает объединяться некоторым образом и нам друг с другом, очевидно так же, как Святая и Единосущная Троица, так что одним мыслится все тело Церкви, восходящее во Христе чрез соитие и соединение двух народов в состав одного совершенного ( ... )
Reply
Я не возражаю. По поводу пребывания Церкви на земле я не вижу между нами каких-либо серьезных разногласий.
Но Вы ведь, наверно, будете настаивать и на том, что в Царстве Небесном ипостаси святых "обладают отдельными душами и телами"? Если, да, то в каком смысле отдельными, в каком едиными?
Reply
Разумеется. Ведь в Воскресении человеческие тела сохраняют свою тварную и ограниченную природу.
+++Если, да, то в каком смысле отдельными, в каком едиными?+++
Я полагаю, все в том же самом смысле. Просто в Царстве Небесном единство достигает своей полноты и из тАинственного становится явным.
Reply
Leave a comment