Существуют два кратких определения того, что такое Церковь. Эмпирическое: Церковь есть Собрание (εκκλησια) верных. И мистическое: Церковь есть Тело (σωμα) Христово.
В Кол. 1:24 и Еф. 1:22-23 апостол Павел отождествляет Тело с Собранием:
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (εκκλησια)."
"(…) и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви (εκκλησια), которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем."
Возникает вопрос: как следует понимать данное отождествление? Ведь очевидно, что собрание, как таковое, и тело, как таковое, суть реальности разного типа. Собрание есть реальность множественная, а тело - реальность единичная. И если Церковь как Собрание воспринимается нами чувственным образом, то Церковь как Собрание, являющееся Телом, представляет собой загадку.
Существуют две крайних позиции. Одна из них умаляет в Церкви самостоятельность единства (Тела), вторая - самостоятельность множества (Собрания). Назовем их условно номинальной соматологией (НС) и номинальной экклесиологией (НЭ). (Можно назвать и как-нибудь по другому. Не суть важно).
В рамках НС Церковь лишь именуется "Телом" (в метафорическом смысле), но не является им в действительности. Церковное единство сводится к единству вероучения, жизненных устремлений и организационной принадлежности. Т. е. НС представляет собой своего рода недосказанность о Церкви.
НЭ, наоборот, зиждется на полном отождествлении Собрания верных с эмпирическим телом Христа: "Церковь есть тело Христа, рожденное от Девы Марии". Иначе говоря, в рамках НЭ эмпирическое тело Христа представляется общим телом Христа и всех святых точно так же, как в Троице Божество является общим Божеством Отца Сына и Духа. Соответственно, святые, пребывающие во Христе, мыслятся лишенными собственных тел, отличающихся от тела Христа. И Собрание оказывается не собранием тел и душ верных, а собранием идиом - отличительных особенностей этих тел и душ. Т. е. Собрание как бы растворяется в Теле, "расширяющемся" до пределов Собрания и поглощающем его.
Вообще, в рамках НЭ одна нелепость нагромождается на другую. Ведь, помимо всего прочего, из формулы "Собрание верных = эмпирическое тело Христа" с необходимостью следует, что Церковь находится в ипостасном единстве с Божеством, что Дева Мария в буквальном смысле рождает всех святых, включая Саму Себя и т. д. Впрочем, для самой НЭ все это никакие не нелепости, а "парадоксы обожения".
Итак, Церковь, понимаемая исключительно как Собрание верных, в итоге оказывается чем-то внешним по отношению ко Христу, оторванным от Него. А Церковь, понимаемая исключительно как Его Тело, оказывается чем-то несамостоятельным, несвободным и даже неотличимым от Христа.
Православное учение о Церкви, как я полагаю, лежит "посередине" между этими крайностями. Или, точнее говоря, антиномически включает в себя и утверждение о самостоятельности множества, и утверждение о самостоятельности единства.
Будучи образом и подобием Св. Троицы, Церковь является Единым Человеком примерно в том же смысле, в котором Отец, Сын и Дух являются Единым Богом. Как в Троице единство ипостасей обусловлено их единосущностью, их взаимопроникновением (перихорезисом) и единоначалием Отца, так и в Церкви единство ипостасей обусловлено их единосущностью, их взаимопроникновением (перихорезисом) и единоначалием Христа, Который есть Глава Церкви.
Так как
категориальное описание реальности Триединого Бога в принципе невозможно, в православной догматике отсутствует философский термин для обозначения Троицы. Соответственно, этот термин отсутствует и для обозначения Церкви. При отсутствии же догматических терминов не остается ничего иного, как прибегнуть к образам.
Один из образов Церкви - образ тела и членов - был дан апостолом Павлом. Другой (похожий) образ - образ лозы и ветвей - Самим Христом:
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." Ин. 15:4-5
"Расшифровывая" растительную аналогию и сопоставляя ее с аналогией соматической, получаем:
Лоза = эмпирическое тело Христа = голова
Ветви = эмпирические тела верных = члены тела
Растение (лоза+ветви) = Церковь (мистическое Тело Христа) = целое тело.
Т. е. словосочетание "Тело Христа", применяемое к Церкви, есть, конечно же, троп, фигура речи. А именно - синекдоха, именование целого посредством его главной, "системообразующей" части.
P.S. Обсуждение этой же темы:
http://kiprian-sh.livejournal.com/303691.html?thread=11826251#t11826251