"После же первой и блаженной Природы никто - не из людей только, но даже и из премирных сил, и самих, говорю, Херувимов и Серафимов - никогда не познал Бога, если кому не открыл Он Сам. Однако же Бог не оставил нас в совершенном неведении. Ибо знание того, что Бог существует, Им естественным образом всеяно во всех. И сама тварь, и как ее
(
Read more... )
Comments 43
Reply
А вот "порождающие грамматики Н. Хомского" - это что такое?
Reply
Я к тому об этом, можно не принимать платонического представления о врожденных идеях-понятиях (основанного на памятовании о прошлых жизнях), но допускать, что нам врождены какие-то допонятийные структуры, направляющие наше познание - в т.ч. и Богопознание.
Reply
Для начала я бы не согласился с обоснованием отсутствия природного знания о Боге ввиду существования атеизма, агностицизма и буддизма. Они своим существованием обязаны именно теистическим воззрениям. Просто они протестные, т.е. отталкивающиеся от противного. Если мысль крутится вокруг "Бог есть" - "Бога нет", то это в одинаковой мере указывает на Бога, как источника построения мысли.
А насчет преподобного Иоанна кажется все несколько проще: "Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. И буду радоваться о них, благотворя им, и насажду их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей. Ибо так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, какое Я изрек о них" (Иер.32:38-42 ( ... )
Reply
Можно, конечно, рассмотреть нетеистические установки сознания как протестные.
Но дело в том, что:
а) они не всегда являются протестными;
б) в том случае, когда они являются протестными, они протестуют против внешней религиозной среды, а не против внутреннего знания.
+++И хотя здесь говориться только о "своем народе", Христос все же искупал грехи всего человечества, да и вообще тварь любая является "своей" по одному только факту её сотворения.+++
Простите, я не понял, как это связано с "естественным знанием".
Reply
Reply
Reply
Reply
- патрологическую: как правильно понимать слова Дамаскина?
- догматическую: существует ли естественное знание о Боге, как знание не акцидентальное (приобретаемое), но именно природное (априорное)?
Что касается Златоуста, то в первом фрагменте он говорит о знании приобретаемом, на основе созерцания красоты и упорядоченности тварного мира. А во втором фрагменте я, признаться, не уловил: а) каким образом из того, что язычники "признавали многих богов" следует, что они знали истинного Бога; б) каким именно (приобретаемым или врожденным) было их знание о Боге.
Reply
про б) я пытался ответить в предыдущем сообщении
Reply
А вторая цитата из Златоуста объясняет возможность уклонения. А из этого уклонения нетрудно прейти к агностицизму или атеизму.
Reply
Leave a comment