Feb 10, 2017 15:20
Чарльз Тейлор в своей книге «Секулярный век», рассматривая факторы, сделавшие возможной секуляризацию, выделяет прежде всего «расколдование мира» и появление политических альтернатив религии. Он говорит, что в заколдованном мире, полном духов и злых сил, религия была необходимой опорой и защитой от зла. С другой стороны, помыслить социальную жизнь без религии было долгое время невозможно - пока не появился на сцене «эксклюзивный гуманизм» как жизнеспособная альтернатива вере в контексте модерного морального порядка. Как утверждает Тейлор, «мы больше не живём обществах, в которых широко поддерживалось бы ощущение, будто Бог - главное условие упорядоченной жизни, которой мы (отчасти) наслаждаемся».
При всей обстоятельности и аргументированности работы Тейлора, не оставляет ощущение, что всё, что пишет Тейлор, отвечает на вопрос «почему», а не на вопросы «зачем» и «какой в этом смысл»? То есть он работает с причинами, а не смыслами. Его труд носит выраженно социологический и религиоведческий характер, но не богословский. Поэтому, хотя книга и полезна богословам, поскольку может многое прояснить для них во многих конкретных аспектах, имеющих отношение к богословию, но сама вовсе не является богословским трудом.
религия,
Чарльз Тейлор,
антропология,
культура,
секуляризация,
вера