Feb 10, 2017 00:09
Уже с конца XIX века известно о различии метода «наук объясняющих» и «наук понимающих». Однако, случилось так, что постепенно идеал «объективации», «отстранения от изучаемого предмета», построенный для модели естественных наук, каким-то образом проник даже в библейский экзегезис. «Герменевтический поворот» в теологии указал на некорректность такого подхода. Например, Схиллебекс в своей книге «Иисус» замечает: «объективный и субъективный аспекты апостольской веры в воскресение не могут быть разделены». Тезис этот основан на том, что верификация утверждений веры не может быть осуществлена при «объективном» подходе к данным веры, когда человек не вовлечён личностно. Только личностная вовлечённость, соучастие, нахождение не «вне», а «вместе» - даёт благодати Бога встретиться со свободой человека, и последняя в этот момент получает возможность открыться к новой интерпретации как своего собственного опыта, так и как личности Иисуса. А потому утверждения веры, такие как «Иисус есть Христос» - не являются «констатациями объективного типа» (Схиллебекс). В этой герменевтике есть как новые важные уточнения, так и интуиции, предложенные ещё иезуитом Пьером Руссело в самом начале XX века в его книге «Глаза веры».
герменевтика,
Схиллебекс,
экзегетика,
теология,
Библия,
Иисус Христос