Чарльз Тейлор в своей книге «Секулярный век», рассматривая факторы, сделавшие возможной секуляризацию, выделяет прежде всего «расколдование мира» и появление политических альтернатив религии. Он говорит, что в заколдованном мире, полном духов и злых сил, религия была необходимой опорой и защитой от зла. С другой стороны, помыслить социальную жизнь
(
Read more... )
Comments 2
Насчет "зачем" и "какой смысл" - наверное стоит уточнить, что эти вопросы
вполне относятся к философии. И, в свою, очередь, иные богословские
сочинения прошлых веков более походили на описание "причин".
И вот насчет "расколдования" - мне все больше кажется, что это
не совсем понятная вещь. Почти нет людей с рафинированным "расколдованным" сознанием.
Не хотят люди жить в "расколдованном" мире,
и в результате получается очень странное состояние, странное, но почти повсеместное,
в том числе и у христиан - некоторый микст, или же парашизофрения,
когда сознание состоит из многих "разделов", каждый из которых
имеет вполне независимое от других существование.
Reply
В том, что касается дихотомии "причина-смысл", я использую модель Виктора Франкла, который таким образом в своей "персональной психологии" различает царства необходимости и свободы. Мне показалось продуктивным такое различение. Да, в истории есть события, вызванные определёнными причинами. Эти причины может установить квалифицированный историк. Но вот установить смысл событий простой историк уже не может, тут нужна философия истории или богословие.
Насчёт нечёткости расколдования Вы правы, да и сам Тейлор тоже отмечает, что существует множество градаций этого процесса. Книга, я думаю, информативная и полезная, хотя "профетизма" в ней нет никакого. Сам автор регулярно повторяет по ходу книги: "я не могу давать оценки", "я не могу предлагать решений"...
Reply
Leave a comment