Эвери Даллес о модели 1: Откровение как доктрина

May 16, 2018 17:28


Согласно этой модели, Откровение заключается преимущественно в истинных высказываниях о Боге, которые сам Бог сообщил людям. Протестантские авторы фундаменталистского направления считают, что средством такого сообщения является Библия, в то время как католики, придерживающиеся этой модели, основное средство, дающее безошибочные высказывания о Боге, видят в Учительстве Церкви. Для этого направления характерен акцент на Учении в его концептуальной форме. Бог здесь рассматривается по аналогии с учителем, в словесной форме сообщающим истины. От слушателей требуется внимательность и послушание.
Апологетами этой модели были в основном консервативные протестанты и такие католические теологи неосхоластической традиции, как Reginald Garrigou-Lagrange, Christian Pesch, и Hermann Dieckmann. Второй Ватиканский Собор показал существенный отход от данной модели. Притом, что плюсом данной модели является её высокая степень преемственности с непосредственно предшествующей традицией, гораздо более проблематична её преемственность с более ранней традицией первых веков. Кроме того, и сама Библия не подтверждает тезиса о том, что её основное значение заключено в вероучительных утверждениях. Расцвет аллергических интерпретаций у авторитетных христианских авторов в позднюю античность и средневековье тоже вызывает сомнения в убедительности данной модели. Фундаментальным возражением против теории является то, что она использует объективирующую концепцию знания, которая уже практически растеряла на сегодняшний день своих сторонников. Современная герменевтика также подрывает основания данной модели, указывая на то, что значения слов определяются из историческим контекстом, а контекст лежит вне самих высказываний. Такой автор, как Michael Polanyi, говоря о верности этой модели Традиции Церкви, замечает, что Традиция содержит в себе и то знание, которое не выражено в словесной форме - факт, который игнорируется пропозициональной моделью. Ещё одним слабым местом модели является отсутствие связи с нынешним опытом и сомнительная открытость к новизне, которая ещё не была зафиксирована и сформулирована.
Можно сказать, что в наше время эта модель больше похожа на дерево без корней. 

парадигмы, теология, Откровение, Эвери Даллес, фундаментализм

Previous post Next post
Up