Самое интересное в монографии про писателей-«деревенщиков» вот что: Анна Разувалова настаивает, что эти литераторы вели антисоветскую агитацию, настолько интенсивную, насколько это было возможно в условиях Советской Власти. Так ли это? По всей видимости, так - и Анна Разувалова приводит множество примеров из книг «деревенщиков». Но Советскую Власть
(
Read more... )
Comments 220
Reply
Что касается поэтики "деревенщиков", то проза этих авторов служила прагматической цели: дискредитация модернизации, и потому была эклектичной и при прямом рассмотрении смехотворной. В книгах деревенщиков поэтика не прорастала из темы, а оказывалась отхожим результатом идеологических деклараций.
Reply
Reply
"все тома молодого Лосева" - Вы что, всерьёз воспринимаете писания Лосева? Круто. Может, ещё и Бердяева с Мережковским?
"какие-то мудилы-проффесора" - Они сами профессора и читали лекции студентам.
"проза с модернизационными пафосами еще как писалась и издавалась" - Ага. Только создавалось впечатление, что это провокация с намеренным доведением идеи модернизации до абсурда, как бы другая сторона той же медали.
Reply
Reply
Интересно, что "деревенщики" в серелине 80-х одновременно выдали совершенно отвратительные, графоманские, подчёркнуто идеологические романы - "Всё вперели" Белова, "Печальный детектив" Астафьева, "Пожар" Распутина. Растерявшиеся критики из "Нагего современника" окрестили это явление "сверхлитература".
Если посчитать, когда они взялись их писать, получается - при Андропове. То есть, это хорошо укладывается в схему, которую я предложил в посте о советских фильмах с психологизированным насилием.
Reply
Reply
Reply
Интересно, что в белорусской литературе этого периода не было чистых "деревенщиков" - видимо, не было столь явной ностальгии по старым, неиспорченным временам.
Reply
"в белорусской литературе этого периода не было чистых "деревенщиков" - "Деревенщики " могли развиваться только при патронаже сверху, из правительства или КГБ. В Белоруссии такого не было - и "деревенщики" не появились, хотя культурная почва для их появления имеоась.
Reply
Не было в Беларуси такой почвы. Все эти патриархальные страдания работают только в случае отдаления деревни от города. Минск 50-х это по выражению Томаса Бона "город пролетаризованных селян". Как может рассказывать писатель о жизни в деревне, жителям деревни заселённых в хрущёвки и панельки с сохранением во многом вясковага уклада жизни я не знаю.
Reply
Reply
"Слушайте ваши "Валенки" и не выёживайтесь".
Reply
Reply
И поворот северных рек выглядел никак не большей фантастикой, чем полет в космос. И что власть не остановится, если ей приспичит те реки поворачивать, было понятно. Две-три деревни смахнуть - да нечего делать. А тут Распутин/Белов: нельзя!!!
Кроме того, литература антимодерной не бывает.
Писатель = автор, человек, высказывающий мнение, формализующий эмоции, выступающий от своего имени. Это вполне модерн, даже если пишет он обратное.
Reply
"литература антимодерной не бывает" - Расскажите об этом Анне Разуваловой
Reply
Я сказала "выглядел" - да, выглядел в глазах современников делом не менее вероятным. Точнее, мы привыкли к тому, что полет в космос оказался реальностью, а с поворотом рек - обошлось. Ну так это наше нынешнее знание. Тогда всё выглядело чуть иначе.
И "скажите..."...
Благодарю за совет. Я о нем не просила.
Reply
Reply
Leave a comment