«Объединение территорий исторической России как главный мотив вызывает сомнения. Мне кажется, тут есть проверочное условие: представим, что Украина и РФ объединились, но столица теперь в Киеве, а президент - Зеленский вместо Путина. Если объединение - главное стремление, перевешивающее все остальное, то человек, наверное, согласится, тем более и Киев - «мать городов русских» (странно, что не Новгород, но пусть). А если не соглашается, значит, это объединение для него или не главное, или во всяком случае, не настолько важное, чтобы перевесило вообще все остальное».
***
«Да, эту «коллективную ответственность русских» можно воспринимать в качестве, что называется, «кармического ответа». Если всех, носивших форму УПА, равнять по зверствам отдельных преступников, и, хуже того, если на всех сторонников независимой Украины (а то и всех ее граждан вообще) вешать клеймо палачей («как вы могли допустить 2 мая!»), то в связи с чем жаловаться, когда скопом на русских или россиян вешают военные преступления единиц? Если быть противником коллективной ответственности, тогда понятно несогласие. А если быть согласным с этим и обвинять всех перечисленных за указанное, то, кажется, последовательность будет уместна».
***
«Кстати, да, это хороший вопрос. Если нет коллективной ответственности за преступления, тогда нет и коллективной гордости. Если не виноват в преступлении, совершенном другим, тогда не имеешь отношения к подвигу, совершенному дедом, тем более если и совершал его чужой дед, а не твой собственный. Каждый отвечает за себя: и подвиги (если есть), и преступления (если есть) у каждого свои. Не желая коллективной ответственности, придется и от боярского местничества отказаться. Уже не удастся мериться с другими, чей род знатнее, и чей предок больше дел совершил.
… Да, «внуки палачей» это, считаю, особенно яркая форма такого «местничества». Не только сыновья за отцов у них отвечают, но и внуки принимают оскорбления и награды за действия предков. Интересно, до какого колена они рассчитывают это делать. До седьмого или еще дальше?».
***
«Совсем отрицать военные преступления - это уже какая-то странная форма увлеченности. Должен же человек знать, что в гражданской жизни его соотечественники время от времени убивают, насилуют, грабят, воруют и так далее. Масса задействованных в операциях такова, что чисто статистически (по нормам мирного времени) там, как минимум, десятками или сотнями перечисленные случаи должны исчисляться. Отрицающие преступления как себе ситуацию представляют: сограждане в целом преступления совершают, но форму выдают только исключительно законопослушным? Или считают, что там люди лишаются воли и становятся подобны роботам, исполняющим приказы, но не творящим блуда по собственной инициативе? И даже если так, то, полагают, офицеры подобному не подвержены, в мирное время воруют, а на боевых действиях ни-ни?
Вряд ли они так полагают. Возможно, они всего лишь не задумываются сопоставить одно и другое. Или у них проявляется фрагментарное мышление, и отдельные куски реальности друг с другом как бы и не взаимодействуют».