О некоторых особенностях словоупотребления в эксплуататорском обществе

Mar 27, 2022 23:55


Когда упоминаю предположение «регион «США» - центр мира», то некоторые мои собеседники считают это комплиментом стране «США» и либо радуются (если по каким-то причинам считают, что для этой страны это хорошо, и хорошо к ней относятся), либо ругаются (если, соответственно, наоборот).

Меня это отчасти удивляло, отчасти вызывало недоумение: я воспринимал рассуждение сродни решению геометрической задачи при некоторых вводных (карты мира и двух посылок, взятых у Адама Смита). И даже словом «США» я пользовался только, чтобы не плодить лишних, - если у центральной части Северной Америки уже есть название, то зачем его избегать?



А кроме того, для меня «центр мира» не является комплиментом стране. Во-первых, я его отношу к региону, а страны на его территории могут быть разные (особенно если брать на дистанции тысячи лет или более). Во-вторых, «центр» действительно имеет преимущества, часть из которых была мной перечислена. Но это формулу можно и перевернуть: на самом деле именно этот регион является «центром» (если является, то есть если мое предположение верно), поскольку он имеет преимущества - не употребление слова «центр» по отношению к нему дает ему преимущества, а наоборот, наличие последних делает его «центром». В-третьих, словосочетание можно, наверное, заменить, чтобы не вводить в людей соблазн, но сходу мне сложно эквивалент придумать, поскольку для меня оно не несет эмоциональной нагрузки, и значит, потребуется сначала понять, какой эмоциональный комплекс связан у моих собеседников с ним, и чем обусловлено его формирование-существование. А в-четвертых, какое-то слово все же использовать потребуется, если рассуждать о регионах и том, что их особенности чем-то обусловлены: пишем же мы о «выгодной стратегической позиции», о «доминирующей высоте» и тому подобном. И, глядя на карту, не считаем слова «доминирующая высота» комплиментом или ругательством по отношению к расположенной на ней деревушке.

Но свои недоумение и удивление я немного уменьшил, поскольку нашел кажущееся мне правдоподобным объяснение этих реакций.

Я подумал, мы живем в эксплуататорском обществе, многие наши реакции обусловлены им и настолько привычны, что даже не осознаются. Разве не свойственно стараться возноситься, считать себя выше или ниже других, радоваться или огорчаться этому? И разве не используют для этого самые странные поводы? Кто-то превозносится тем, в каком районе он живет, или в каком доме. Кто-то использует страну как повод для гордости. И если это нередко встречается, то что странного, если относятся щепетильно к характеристикам местности? Для таких людей, вероятно, каждая характеристика - это повод или погордиться, или, наоборот, почувствовать себя униженным.

Если считать естественным внимание к характеристикам территории, то и неровному отношению к словам «центр мира» тоже удивляться не придется. Точно так же, как некоторые гордятся проживанием в конкретном городе, они могут гордиться жизнью в «центре».

Тем более, что «центр» нередко имеет и ряд преимуществ. Например, говорят, что в РФ большинство перелетов внутри страны проходили через Москву. Вплоть до такого абсурда, когда из Новосибирска в Екатеринбург летели не напрямую, а сначала из Нск в Москву, потом из Москвы в Екатеринбург. Преимущество «центра» здесь как в смысле комфорта (хоть до Нск, хоть до Екб лететь один раз, а не два, с пересадкой), так и логистическом-экономическом: больше транспортный узел, больше доступных направлений, больше денег (и рабочих мест) остаются в этом месте.

Этим объяснением я вполне удовлетворился, и, хотя не нашел другого слова для обозначения «центра мира» (чтобы не вводить собеседников в соблазн и отвлечение), решил, что об этом могу пока не беспокоиться. Для самого меня «центр мира» характеристика вполне нейтральная, а другим смогу давать ссылку на этот пост. Лучше, следовательно, поразмыслить, какие выводы можно сделать, используя это предположение как опорную точку для других размышлений.

Адам Смит, Общество, Географическое

Previous post Next post
Up