Троицкий филиал ЧелГУ: конец прекрасной эпохи? Часть 2

Sep 08, 2015 12:35

Итак, как же случилось, что вполне успешный во всех смыслах филиал, восхищавший посетителей своей красотой и ухоженностью, бывший достопримечательностью и гордостью города, оказался на грани исчезновения?

Ведь ещё совсем недавно желающих учиться здесь было вполне достаточно, в стенах красивого отреставрированного здания кипела жизнь, в коридорах и кафе было практически не протолкнуться, а работать здесь было довольно престижно.
Зарплата преподавателей на провинциальном уровне была предметом зависти местных коллег, обустраивалась территория, приобреталась новая компьютерная техника, строились честолюбивые планы.

Я уже упоминал о том, что для кризиса были как объективные, так и субъективные причины.

Главная объективная причина - демографическая. Для начала давайте учтем, что Троицкий филиал ЧелГУ создавался в 1999 году, когда спрос на получение высшего образования постоянно возрастал и явно превышал предложение, особенно в провинции. Такая ситуация подкреплялась и демографическим фактором - именно на конец 90-х-начало 2000-х пришёлся пик численности молодежи, рожденной в конце 80-х годов прошлого века, когда была объявлена антиалкогольная компания Горбачёва. Именно тогда значительно подскочила рождаемость и эти ребята подросли как раз к началу нового века.

Однако пик этот был недолгим. Уже к 2009-2010 гг. наметился очередной спад выпускников школ и немудрено, потому что стали взрослеть те, кто был рожден в очень тяжелые для страны 90-е, когда рождаемость резко пошла на спад и снизилась почти в два раза. Естественно, что сократилась сама база возможных студентов, тем более что обострилась и конкуренция среди ВУЗов, которых становилось всё больше и больше.

В итоге Троицкий филиал медленно, но верно начал терять потенциальных абитуриентов: если в период расцвета в год поступало более 200 человек только на очное отделение и группы порой комплектовались исходя из численности 25-30 человек, то теперь в аудиториях стала наблюдаться пустота и нередко в аудитории присутствовало уже всего лишь 10-15 человек, а то и менее. Понятно, что такой спад численности начал влиять на финансовую успешность учебного заведения и резко снизил его потенциал и ресурсные возможности.

Сказалась тут и вторая объективная причина - финансовая. Дело в том, что государство в очередной раз изменило правила игры.
Если до этого декларировался рыночный принцип развития («берите образования, сколько хотите»), то постепенно начала доминировать другая концепция. Власть, озабоченная перекосами на рынке труда, заполненном экономистами, юристами и менеджерами, решила постепенно «отрегулировать» систему высшего образования и для начала в обязательном порядке повысила стоимость обучения, установив минимальный порог оплаты, лишив тем самым ВУЗы свободы маневра.

В результате наложились друг на друга целых три обстоятельства - снижение численности потенциальных студентов, рост стоимости обучения на контрактной основе и сокращение государственного финансирования образования, когда неуклонно сокращалось число студентов, имеющих возможность получить образование за счет государства. В таких условиях образовательные учреждения ставились в более сложные условия и между ними начала резко расти конкуренция.

Ну и третий фактор - человеческий, как ни странно, хотя его обычно принято относить к субъективным. Речь идёт о том, что как раз на этот же период пришлось фактическое отстранение от должности основателя и бессменного директора троицкого филиала В. Пищулина, задержанного по обвинению во взяточничестве.
Роль Валерия Гавриловича в создании и развитии филиала трудно переоценить. Именно он смог привлечь влиятельных союзников в лице городской администрации и областных властей для того, чтобы получить разрешение на создание в небольшом провинциальном городе филиала классического университета. Достаточно сказать, что в области кроме троицкого, работает только миасский филиал ЧелГУ. Считаю, что это показатель активности, предприимчивости и настойчивости в первую очередь Пищулина.
Мало того, в короткий срок, директор смог сформировать кадровый состав, капитально отремонтировать аварийное здание бывшего техникума механизации и оборудовать его всем необходимым для осуществления образовательного процесса.

Само собой, что после того как Пищулин был отстранён от руководства, кризис только усугубился, ибо коллектив потерял в его лице опытного и авторитетного администратора и организатора.
Как видим, трудности дальнейшего развития филиала были существенные и вполне предсказуемые, но они не исчерпывались только объективными причинами.

Из числа субъективных факторов в первую очередь отметил бы стратегические и тактические просчеты как того же Пищулина, так и руководства ЧелГУ.
Проще всего сейчас упрекать кого-то в возникших проблемах, но надо признать, что все мы в «тучные»2000-е находились в некоей эйфории. Экономическая ситуация в стране складывалась таким образом, что в стране были деньги и наблюдался устойчивый рост доходов населения и расходов бюджетных средств. В таких условиях, когда желающих учиться было много и они были платежеспособны, наверное, трудно было предугадать глубину дальнейшего спада и предпринять какие-то предупредительные системные меры.

Не избежал этой общей ошибки и троицкий филиал. Он так и не обзавёлся спортзалом и общежитием, не нашли воплощения декларируемые планы открытия своей аспирантуры и новых специальностей, слабо реализовывались программы дополнительного образования. Не была реализована и идея по созданию Ассоциации выпускников, с помощью которой можно было организовать какую-то финансовую и организационную поддержку работы филиала.

Вместе с тем, надо учесть, что весьма пассивную роль в этих вопросах играли и головной ВУЗ, и местная администрация, вероятно убаюканные текущей успешностью и видимым процветанием филиала. Так, ЧелГУ постепенно сокращал финансирование и всё больше и больше оттягивал на себя ресурсы филиала, ограничивая, тем самым, возможности маневрирования и развития своего троицкого подразделения. Иногда складывалось такое впечатление, что вышестоящая организация ограничила своё участие в жизни своего троицкого подразделения лишь функциями контроля.

Не наладилось толком и эффективное взаимодействие с местной администрацией - не рассматривались вопросы взаимодействия в области использования потенциала ВУЗа для развития города, привлечения его к образовательной и стратегической деятельности в рамках города и района. Получилось так, что город жил своей жизнью, а филиал - своей, выполняя практически одну функцию по подготовке специалистов.

Не мудрено, что в итоге филиал оказался в некоторой изоляции, которая не пошла ему на пользу, когда настали трудные времена.
И вот здесь проявил себя ещё один субъективный, опять же человеческий фактор. Руководство ЧелГУ, по-видимому напуганное скандалом с задержанием директора филиала, не нашло лучшего решения, чем заместить его «варягом», который по замыслу «придёт - порядок наведёт». Так у филиала появился новый руководитель - на первый взгляд молодой, энергичный и способный решать поставленные задачи.

Сейчас не хотелось бы подробно анализировать деятельность этого человека, тем более что он уже освобождён от занимаемой должности, но объективные показатели свидетельствует о резком нарастании темпов упадка некогда стабильного и крепкого учебного заведения.
Так, на сегодняшний день наблюдается катастрофический провал в наборе студентов - в этом году принято всего лишь чуть более 30 (!) человек, тогда как обучение осуществляется по 9 направлениям. Не сформированы группы по ряду специальностей, что наблюдается уже не первый год. Распадается и коллектив - постоянно происходят реорганизации и оптимизации, сокращаются должности, с преподавателями не продляются контракты, зарплаты оставшихся сотрудников фактически снижаются при росте рабочей нагрузки.

Но самое основное - безнадежно падает престиж филиала, что, конечно же, влияет на количество желающих здесь учиться и само будущее ВУЗа.
Все эти процессы нашли отражение в том, что филиал уже два года подряд не проходит проверку Министерства образования по критериям качества и эффективности образования. Не за горами очередная проверка, которая пройдет уже совсем скоро и по результатам которой вполне вероятно будет принято какое-то решение о самом дальнейшем существовании Троицкого филиала.

Вышеприведенный анализ причин нынешнего состояния Троицкого филиала ЧелГУ заставляет задуматься о том, нужен ли вообще филиал городу и головному ВУЗу?
И если нужен, то в каком качестве и форме? Ведь понятно, что надо срочно что-то менять, а времени осталось катастрофически мало. На мой взгляд, было бы обидно и недопустимо потерять то, что создавалось долгое время и вполне может еще принести пользу всем - городу, области, системе образования, бизнесу, людям.

Но это уже второй наш извечный вопрос - «Что делать?», о котором и попробуем порассуждать в следующей, последней части данной публикации.

Челябинская область, Троицк, кризис, ЧелГУ, образование

Previous post Next post
Up