"Итак, для удовлетворения образовательных нужд населения в 1905 г. открывалось приблизительно 1 740 796 ученических вакансий. Теперь спрашивается, сколько могло в 1905 г. явиться детей для поступления в начальные училища?...к 1 января 1906 г. при населении 146 419 100 д. 8-летние дети должны были представлять массу приблизительно в 3 500 000 душ. Вот тот контингент, который, при нормальном положении дела, должен-бы был в 1905 г. устремиться в школу. Но школа могла предоставить только указанное выше число мест и следовательно принять не более половины того числа детей, которое могло явиться на прием
( ... )
> Это было в 1905 году, к 1913 число школ увеличилось вдвое по количеству школ не считая роста мест в них, т.к. школы в городах становились больше по размеру
( ... )
>Если каждый год появляется 3,5 миллиона детей, которые могут пойти в школы, а выпускаются только 0,5 миллиона, то ни про какую "всеобщую грамотность" говорить нельзя. И не забываем, что за плечами десятки миллионов взрослых не умеющих даже читать
( ... )
"СССР точно так же, как японцы, захотел быстро решить вопрос образования - и сделал это."
Быстро - это с 1930 года, т.е. через 12 лет после революции.
"Это НЕжелание царской власти дать образование как-бы-своему народу, которого власть не на шутку опасалась."
И именно по этой причине были такие капиталовложения в образование? Такое резкое увеличение числа учеников и студентов? Так давайте тот факт что советская власть только через 12 лет пошла на такой шаг также объявим нежеланием давать образование.
"Намек: как тут уже не раз доказывалось, в РИ физических возможностей для реально массового образования НЕ БЫЛО ни в малой степени."
С чего вы взяли? В 1905 таких возможностей не было (банально не было мест), но росло число школ и число мест в них, но к 1912 году судя по росту количества сельских школ и расширения городских это перестало быть проблемой. Так что введение обязательного образования можно было ожидать в самое ближайшее время.
" советская власть только через 12 лет пошла на такой шаг"
Еще до этого, и даже начатая до создания СССР, была программа ликбеза, беспрецедентная по масштабам и эффективности и ни с чем в истории РИ не сравнимая.
Сам ликбез всерьез стартовал только в 1922 году уже при СССР. "...признал необходимым обучать грамоте в первую очередь красноармейцев, призывников, рабочих совхозов, членов профсоюзов, комсомольцев, членов сельских коллективных объединений в возрасте от 18 до 30 лет..."
> Сам ликбез всерьез стартовал только в 1922 году уже при СССР
ТОЛЬКО??? Только-только ГВ закончилась, а уже ликбез.
> "...признал необходимым обучать грамоте в первую очередь красноармейцев, призывников, рабочих совхозов, членов профсоюзов, комсомольцев, членов сельских коллективных объединений в возрасте от 18 до 30 лет..."
Естественно. Основу армии, с/х и промышленности в первую очередь. ЦЕЛЕВАЯ программа. Ибо надо срочно крепить оборону, переналаживать с/х с прапрапрадедовских методов и создавать промышленность.
"Естественно. Основу армии, с/х и промышленности в первую очередь. ЦЕЛЕВАЯ программа. Ибо надо срочно крепить оборону, переналаживать с/х с прапрапрадедовских методов и создавать промышленность."
А самое главное есть рычаги давления - жители совхозов это сельхозработники, комсомольцы и активисты как правило сами энтузиасты да и надавить можно по комсомольской и партийной линии.
При чем вы тут всё время выдумываете какое-то давление? Образование было массово желаемым и без принуждения.
Но даже если ваши сказки принять на веру, результат очевидно в пользу быстрого развития массового народного образования в СССР. РИ такими результатами похвастать не могла хоть с давлением, хоть без.
Для желаемого без принуждения образования все условия были и в царской России. А вот для нежелающих ситуацию смог изменить СССР как кнутом (мерами административного принуждения) так и пряником (ростом востребованности образования).
И если ввести обязательное образование РИ могла, то вот обучить абсолютное большинство неграмотного старшего поколения как это проделал СССР - нет.
"Для желаемого без принуждения образования все условия были и в царской России."
Значит НЕ все - судя по результатам.
"так и пряником (ростом востребованности образования)."
А вот это и есть повышение желаемости образования, усиление мотивации на образование. И ТЕОРЕТИЧЕСКИ ;-) никто/ничто не мешало сделать то же самое в РИ. При желании. ;-) Но, как и во многих подобных случаях, где в РИ были только мечталки и хотелки, - в СССР начались реальные дела.
Так учитывая результат вполне нормальным и сопоставимым с ранним СССР.
"А вот это и есть повышение желаемости образования, усиление мотивации на образование. И ТЕОРЕТИЧЕСКИ ;-) никто/ничто не мешало сделать то же самое в РИ."
Мешало отсутствие такой потребности в образованных кадрах, чтобы не хватало образованной молодежи и грамотной части старшего поколения. Даже в СССР она появилась только в 30-х годах.
"Такое резкое увеличение числа учеников и студентов?"
Про ученикам не помню, чтобы тут цифры давались, а по студентам - помню, там опять "темпы развития" подменяют оценки абсолютных цифр, которые оказываются смехотворно мизерными.
Результат? Десятки тысяч школ и новых учителей, десятки педагогических учебных заведений и новых вузов, резкий рост охвата образованием в том числе средним.
Разве мизерными? В 1897/98 году 32 тысячи студентов, в 1913/14 году 127 тысяч студентов, в 1928/29 году 160 тысяч студентов.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Быстро - это с 1930 года, т.е. через 12 лет после революции.
"Это НЕжелание царской власти дать образование как-бы-своему народу, которого власть не на шутку опасалась."
И именно по этой причине были такие капиталовложения в образование? Такое резкое увеличение числа учеников и студентов?
Так давайте тот факт что советская власть только через 12 лет пошла на такой шаг также объявим нежеланием давать образование.
"Намек: как тут уже не раз доказывалось, в РИ физических возможностей для реально массового образования НЕ БЫЛО ни в малой степени."
С чего вы взяли? В 1905 таких возможностей не было (банально не было мест), но росло число школ и число мест в них, но к 1912 году судя по росту количества сельских школ и расширения городских это перестало быть проблемой. Так что введение обязательного образования можно было ожидать в самое ближайшее время.
Reply
Еще до этого, и даже начатая до создания СССР, была программа ликбеза, беспрецедентная по масштабам и эффективности и ни с чем в истории РИ не сравнимая.
Reply
"...признал необходимым обучать грамоте в первую очередь красноармейцев, призывников, рабочих совхозов, членов профсоюзов, комсомольцев, членов сельских коллективных объединений в возрасте от 18 до 30 лет..."
Reply
> Сам ликбез всерьез стартовал только в 1922 году уже при СССР
ТОЛЬКО??? Только-только ГВ закончилась, а уже ликбез.
> "...признал необходимым обучать грамоте в первую очередь красноармейцев, призывников, рабочих совхозов, членов профсоюзов, комсомольцев, членов сельских коллективных объединений в возрасте от 18 до 30 лет..."
Естественно. Основу армии, с/х и промышленности в первую очередь. ЦЕЛЕВАЯ программа. Ибо надо срочно крепить оборону, переналаживать с/х с прапрапрадедовских методов и создавать промышленность.
Reply
А самое главное есть рычаги давления - жители совхозов это сельхозработники, комсомольцы и активисты как правило сами энтузиасты да и надавить можно по комсомольской и партийной линии.
Reply
Образование было массово желаемым и без принуждения.
Но даже если ваши сказки принять на веру, результат очевидно в пользу быстрого развития массового народного образования в СССР.
РИ такими результатами похвастать не могла хоть с давлением, хоть без.
Reply
А вот для нежелающих ситуацию смог изменить СССР как кнутом (мерами административного принуждения) так и пряником (ростом востребованности образования).
И если ввести обязательное образование РИ могла, то вот обучить абсолютное большинство неграмотного старшего поколения как это проделал СССР - нет.
Reply
Значит НЕ все - судя по результатам.
"так и пряником (ростом востребованности образования)."
А вот это и есть повышение желаемости образования, усиление мотивации на образование.
И ТЕОРЕТИЧЕСКИ ;-) никто/ничто не мешало сделать то же самое в РИ.
При желании. ;-)
Но, как и во многих подобных случаях, где в РИ были только мечталки и хотелки, - в СССР начались реальные дела.
Reply
Так учитывая результат вполне нормальным и сопоставимым с ранним СССР.
"А вот это и есть повышение желаемости образования, усиление мотивации на образование.
И ТЕОРЕТИЧЕСКИ ;-) никто/ничто не мешало сделать то же самое в РИ."
Мешало отсутствие такой потребности в образованных кадрах, чтобы не хватало образованной молодежи и грамотной части старшего поколения.
Даже в СССР она появилась только в 30-х годах.
Reply
Какие "такие"? И где их результат?
"Такое резкое увеличение числа учеников и студентов?"
Про ученикам не помню, чтобы тут цифры давались, а по студентам - помню, там опять "темпы развития" подменяют оценки абсолютных цифр, которые оказываются смехотворно мизерными.
Reply
Разве мизерными?
В 1897/98 году 32 тысячи студентов, в 1913/14 году 127 тысяч студентов, в 1928/29 году 160 тысяч студентов.
Reply
Leave a comment