Гладко было на бумаге, или "Муромцы" в бою. 1915.

May 16, 2020 00:44

продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/126516.html
11. Через полгода после начала войны, реально в боевом строю у РИ сколько ИМ?
НОЛЬ.
Зато на бумаге уже с декабря 1914г. существует Эскадра Воздушных Кораблей (ЭВК), - первая в мире, уря-уря! - :-) у которой реально есть штаб и прочая развитая организационная структура, куча должностей, к которым прилагаются ставки, жалования и так далее...
И бумажные самолетики в бумажном строю.
А реальных боевых возможностей - НЕТ.
Через 7 месяцев после начала войны - 1(ОДИН) ИМ (№150) наконец-то вылетел на боевое задание. И долго еще оставался в одиночестве.
В апреле в строй был как-бы-поставлен второй (!) аппарат, - №111, - но первые сведения о его боевом применении относятся уже к июню. Два месяца ушло на освоение машины экипажем и перебазирование на новый участок фронта.
При этом первый самолет, испытанный Рудневым, так и не добравшись до боевого применения, был уже списан по ветхости (!).
Еще раньше был потерян до ввода в строй опытный ИМ-гидроплан. Во время испытаний около Либавы экипаж заметил "германские миноносцы", попытался взлететь, не смог (!), и в панике уничтожил аппарат сжиганием, облив его бензином из баков. Позже оказалось, что замеченные корабли не были германскими.
В июле 1915г. аппарат(№150), первый реально (!) вступивший в строй, первым и вышел из него, - получив повреждения в воздушном бою и при вынужденной посадке (что НЕ считалось боевыми потерями в ВВС РИ!).

Аппарат №111 до августа 1915г. снова был 1(ОДИН) воевавший ИМ, на весь фронт и на всю РИ.

Вот так: уже год идет война, а десяток ИМ, за месяц перед войной зачисленных в строй боевой царской авиации, так и остается бумажными самолетиками. Полгода почти-полтора ;-) самолета реально хоть как-то воевали.
С августа (только!) наконец-то началось пополнение состава эскадры, которая продолжила нести потери - от изношенности аппаратов и особенно их моторов, неопытности экипажей, погодных условий, "дружественного огня", и иногда даже от неприятеля. ;-)
В ноябре 1915г. второй реально воевавший аппарат №111 был загублен экипажем: пытаясь увеличить явно недостаточную скорость, штабс-капитан Озерский приказал снять добавочные рули, чем нарушил устойчивость машины. Самолет погиб со всем экипажем.
Цитирую по: http://www.airwar.ru/enc/bww1/im.html
"Новый, 1916 год Эскадра встретила с десятью старыми, изношенными в боях и учебных полетах кораблями. На основной базе в Пскове было 6 "Муромцев". В 1-м боевом отряде на Юго-Западном фронте в Колодзиевке на вооружении состояло 2 корабля: 11-й No.167 штабс-капитана А.В.Панкратьева и "Киевский" No.169 штабс-капитана И.С.Башко. И, наконец, на Северном фронте в Зегевольде во 2-м боевом отряде находились "Муромцы" Vl-й No.165 и 1Х-Й No.164."

Прошу заметить: этот источник, как и подавляющее большинство существующих у нас публикаций на эту тему, выдержан строго в хрустобулочно-патридиотЪическом духе, - поэтому и малое число самолетов, и их ужасное состояние, подаются как повод для восхваления героизЬма летчиков и механиков.
Но вообще-то это не повод для гордости за РКМП, а совсем наоборот.

Оттуда же: "Зa весь 1915 год воздушные корабли выполнили около 100 боевых полетов, сбросив на противника до 1220 пудов бомб."
Считаем. В тоннах вместо пудов число съеживается в 62,5 раз, и результат выглядит скромно, мягко говоря: 19,5т. Или 0,195т на вылет - прошу заметить, даже меньше половины от штатной бомбовой нагрузки ИМ!
По целям тоже мелковато выходит. Самый большой успех - случайно попавшийся при бомбардировке станции один эшелон с боеприпасами, - для неграмотного читателя выглядит впечатляюще - около 30 тыс. снарядов!
В реальности это (даже если ! верить рапортам царского офицера, которые в отношении потерь противника на период РЯВ/ПМВ часто были скорее жанром ненаучной фантастики) около 300 т, до десятка вагонов, и в разы менее дневной (!) потребности фронта. См. https://skaramanga-1972.livejournal.com/47395.html
Перед ПМВ царская Ставка оценивала потребность в снарядах для русской (!) армии в 0,5 млн снарядов в месяц, осенью изменила оценку на в 1,5 млн снарядов в месяц (расход за август), или 50 тыс. снарядов в день; в 1916г. эта цифра была увеличена до 4,4 млн снарядов в месяц, почти 150 тыс. в день, которые реально обеспечить не удавалось.
Немецкие и французские нормы расхода боеприпасов были в разы больше. За тот же 1915г. Германия израсходовала 17,1 млн пушечных снарядов 77-мм, 6,5 млн гаубичных снарядов 105-мм, 4,7 млн гаубичных снарядов 150-мм, а всего 29,78 млн снарядов калибром от 3" и более (мелочь вроде 37 мм не в счет). Это тысяча таких эшелонов за год, 81,6 тыс. снарядов (три таких эшелона) в день.

Прочие "великие успехи", опять же если верить рапортам царских офицеров ("чего их, басурманов, жалеть - пиши больше!"(С)) выглядели на таком уровне: "...разрушено станционное здание и пакгауз, 6 товарных вагонов и вагон коменданта, причем комендант ранен, в городе разрушено несколько домов, убито 2 офицера и 17 нижних чинов, 7 лошадей." Это после сбрасывания на ту станцию 160 пудов бомб, ага. ;-)

Сравниваем. К концу 1915г. Италия, вступив в войну на 9+ месяцев позже России, успела набрать (за 4 месяца 10 дней!) 540 боевых вылетов самолетов Капрони, причем не как ИМ в РИ - одиночками, редко парами, - а большими группами. И не с половиной или третью штатной бомбовой нагрузки, как обычно у ИМ, а с полной или почти полной.
Первый же вылет - парой; на Триест вылетали до 22 бомбардировщиков; на Горицию в ноябре 1915г. вылетали 9 бомбардировщиков. Число/количество бомб указывается только по отдельным вылетам, а не в сумме, - но минимальное количество бомб на самолет Са.1 - Са.3 было 360кг, 90% штатного, и это было в налете на Любляну, где пришлось преодолевать горы высотой до 1,5км (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/126129.html), поэтому потребовалось снижение нагрузки.
В этом ОДНОМ налете 5 самолетов Капрони сбросили 1,8т бомб. Почти 10% от годового (!) результата хвалёной ЭВК. На расстоянии более 200 км от базы (в один конец, с возвращением - уже заметно за 400 км) и с преодолением по пути гор высотой в 1,0-1,5км.
В налете на Триест Са.3 несли по 455 кг бомб, считаем: 0,455*22=10,01т - за ОДИН вылет больше половины того, что ероицкие "муромцы" сбросили за год войны и 100 боевых вылетов!
А вообще "Капрони" на Триест летали регулярно, пусть не всегда парой десятков-дюжин, но парой-тройкой эскадрилий - не вопрос. В "мелком" налете на Горицию 9 самолетов сбросили более 4 т бомб, и т.д.
И с результатами вправду стратегического значения.

Видим разницу? А дальше она становилась только больше.

На Изонцо "Капрони" Са.3 работали уже в количестве 145 самолетов.
А еще были "Капрони" на французской службе, которые по бомбардировочным самолето-вылетам и их результатам уже сами по себе могли составить конкуренцию всей царской авиации.
Это не считая их 78 - 88 (по разным источникам) лицензионных копий французского производства, как и американские "Капрони", купленные в Италии или скопированные по лицензии.

ИлМур, ликбез, без-ретуши, РКМП, авиация, родинаслонов., ПМВ

Previous post Next post
Up