Лучшие женщины уммы

Dec 09, 2012 00:45






Эта статья была опубликована в журнале "Мусульманка" (№ 15) под псевдонимом (мужским :). Тем не менее, в ней без труда можно узнать и мой стиль, и мои идеи.

Разговоры о том, какой должна быть хорошая мусульманка, весьма популярны. Если отбросить всю конкретику вариаций на эту тему, в сухом остатке это либо суровые вердикты сестер с надвинутыми на густые брови платками, сопровождаемые грозными картинками в стиле «это не хиджаб», либо что-то розово-назидательное и инфантильное в духе «хорошая жена поет мужу колыбельные нашидики на ночь».

В исламском же мире - свои понятия о том, какой надлежит быть мусульманке. Здесь также возможны варианты: от совсем диких а-ля «приличная женщина не должна уметь читать и писать» до амплуа расчетливой мещанки, считающей хиджаб и внешнюю праведность товаром, который нужно продать по выгодной цене (в виде махра). И некоторые российские мусульманки, одержимые любовью к той или иной восточной стране, с пеной у рта начинают доказывать, что должно быть только так, как там, и что во всех этих адатах и стереотипах поведения заложена-де глубочайшая мудрость.

Однако единственным источником знаний о том, кто они - лучшие женщины уммы, - являются Коран и Сунна…

Иной раз мусульманки любят побравировать своей праведностью. Дескать, в обществе, где на каждом шагу грязь, мерзость, разврат, молочные поросята в пиве и девушки в символических шортах, я одна, разлюбимая, источаю нечеловеческий свет целомудрия. И, перефразируя мечты Тоси Кислицыной из фильма «Девчата», вот иду я, такая вся благочестивая, по улице, а все вокруг от света моего Имана так и падают, падают, а те, что послабее, штабелями укладываются.

Такие мусульманки склонны измерять меру своего соответствия идеалу степенью формального следования нормам Шариата. Но эти обязательные к исполнению законы формируют лишь базис для того, чтобы над ним надстраивались иные аспекты поведения и миропонимания. Шариат - фундамент для всех иных пластов Ислама, матрица общественного и политического устройства уммы.

Но есть еще и вопросы ахляка - этического кодекса мусульман, с точки зрения которого поведение ряда «соблюдающих» мусульманок в браке настолько оставляет желать лучшего, что над дверьми такого никяха впору писать: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Впрочем, в семейной жизни «хороши» бывают и мужчины, лишь по праздникам смутно вспоминающие о своих обязанностях по Шариату. В каждой стране - своя специфика: вроде как стремясь к счастью, люди преуспели в том, что превращают свою семейную жизнь в ад самыми изощренными способами. А кто играет в этом «первую скрипку» - мужчина или женщина - зависит от культурных нюансов.

Много крови людям портят гигантские, необъятные махры, которые требуют меркантильные ближневосточные невесты. Слава Аллаху, эта проблема не сугубо российская. Наши-то мусульманки - наивные души - столь неприхотливы и романтичны, что не просто робко просят скромные махры, но и отсутствие причитающегося содержания (нафака) воспринимают с философичным смирением.

В странах Ближнего Востока - проблема противоположная. Скопить достаточную сумму на махр - задача настолько трудная, что на женитьбу приходится вкалывать лет до тридцати. Девушки в хиджабах воспринимают свою внешнюю «порядочность» в качестве этикетки с ценником. Чем красивее невеста, чем более уважаема ее семья, тем выше цена. Пока молодой человек не готов предоставить дом, машину, счет в банке, в качестве приличного жениха он не рассматривается. А что до Имана и личных качеств, то ведь «хороший человек - это еще не профессия»: уважающая себя благочестивая женщина продается дорого.

Подобная практика прямо противоречит Сунне Пророка (с), ведь один из хадисов гласит: «Лучшие женщины моей общины - те, что красивы лицом и не требуют большого махра» 1.

Община первых мусульман состояла из людей принципиально иного человеческого типа. У них были другие ценности и мотивы. Уверовав в посланничество Мухаммада (с), оставив семьи своих отцов, они бросили все ради Аллаха. Отвергнутые и проклятые своей погрязшей в язычестве родней, гонимые мекканскими властями, первые мусульмане часто мало что могли предложить невестам в качестве махра. Мужчины и женщины раннего Ислама жили в условиях перманентной войны и борьбы, а потому не привязывались к этому миру и не считали материальные блага чем-то важным. Они ценили не деньги, а ум, знание, самоотверженность и отвагу. При заключении браков в качестве махра часто фигурировало символическое количество монет или обещание научить жену нескольким сурам Корана.

Пророк Ислама (с) говорил: «Женись даже в том случае, если твое обручальное кольцо будет из железа» 2. А по поводу махра пояснял: «Достаточно подарить невесте горсть зерна или фиников, чтобы брак считался законным» 3.

Можно возразить, что времена изменились, что в XXI веке нельзя жить на уровне бедуинов в пустыне, что жена имеет право на полное содержание со стороны мужа... Все это верно. Муж обязан обеспечивать жену едой, одеждой, жильем на достойном уровне. Никто не призывает жить в нищете. Имам Али ибн Аби Талиб (а) говорил: «Лучший аскетизм - не выставляемый напоказ». Нет ничего зазорного в том, чтобы иметь уютный дом или хороший автомобиль, купленные на дозволенные средства. Есть хадис: «Счастлив мусульманин, который имеет набожную жену, просторный дом, быстроногого скакуна и благовоспитанного сына» 4.

Главное - чтобы комфорт не превратился в идола, тагут. Ведь этот мир порабощает мужчину именно через женщину с ее капризным нафсом и стремлением к сытости и стабильности. Женщина часто требует более того, что необходимо для достойной жизни. И стремится вырвать мужчину из разного рода «авантюр», чиня преграды героическому подвижничеству на пути Ислама. Женский нафс желает привязать мужа «к ноге», сделать его покладистым исполнителем своих прихотей. Большой махр - одно из средств порабощения мужчины.

Лучшие из мусульманок подавляют в себе эти аспекты «бабьего нафса». Но это вовсе не значит, будто Ислам стремится вытравить из мусульманок женское начало. На эту тему есть много хадисов, и некоторые из них звучат достаточно неожиданно:

«Лучшие из ваших женщин - это те, кому присущи одновременно и стыдливость, и страстность» 5.

У обывателя облик мусульманки в скромной одежде никак не соотносится с образом страстной женщины. Увы, в общественном сознании сложился стереотип, что набожная женщина в платке - это непременно убогая, фригидная, закомплексованная ханжа. Поэтому, кстати, так трудно убедить людей в том, что некоторые варварские африканские обряды, лишающие девочек чувственности, не имеют к Исламу никакого отношения.

Однако исламские сакральные тексты предписывают женщине совсем иной стереотип поведения. Имам Мухаммад аль-Бакир (а) пояснял:

«Лучшая из ваших женщин - та, которая отбрасывает щит стыдливости, когда она обнажается для мужа, и закрывает себя щитом стыдливости, вновь одевшись» 6.

Этот видимый парадокс, когда мусульманка неподдельно смущается, если полы ее манто приподнялись ненароком выше обычного в присутствии не-махрама, однако с мужем превращается в женщину раскованную и дерзкую, не стесняющуюся своих чувств, - именно эта тонкая игра контрастов придает женщине особое очарование. Если мужчине повезло с такой женой, то его можно считать счастливым человеком: «…Она не скрывает своих прелестей от мужа, но недоступна для посторонних взоров. Она внемлет речам мужа и повинуется его воле. Уединившись с мужем, она готова выполнить любое его желание, но не позволяет себе вольностей, которые позволяют мужчины» 7.

Ибо главная задача женщины - наполнять радостью жизнь мужчины. Да, подлинный Ислам не запрещает мусульманкам получать образование, работать и раскрывать свои таланты в рамках дозволенного. Да, женщина самоценна как личность, способная иметь свои убеждения и отстаивать их. Да, Ислам наделил женщин бóльшим количеством прав, чем мужчин, у которых больше обязанностей.

Но это не значит, что мусульманка должна положить жизнь на качание этих прав, превратившись в бесноватую феминистку за хиджабной «ширмочкой». Впору вспомнить изречение Имама Али (а): «Женщина - не диктатор, а ароматный цветок» 8. Склочные жены, превращающие жизнь своих мужей в домашний ад, орущие на мужей и унижающие их, не замечающие хорошего, омерзительны. А если они еще и неухожены или отказывают мужу в близости (что запрещено Шариатом), тогда, с точки зрения Ислама, они омерзительны вдвойне.

«Будь трижды проклята женщина, которая огорчает своего мужа и причиняет ему неприятности. И трижды благословенна та, что уважает своего мужа, не досаждает ему и в любых обстоятельствах послушна его воле» 9.

А ведь весь земной шар населяют миллионы сварливых баб - среди них жены в грязных халатах и дырявых носках, пилящие мужей: «Скотина, давай зарплату», школьные училки с их моральным садизмом по отношению к детям, злобные чиновницы, «отрывающиеся» на несчастных гражданах, сплетницы, творящие мелкие и крупные подлости из-за банальной зависти. Лучшие женщины - такой же раритет, как и лучшие мужчины.

Предназначение женщины - дарить любовь и красоту. Даже если она кандидат наук или видный общественный деятель, именно в этом, а не в написании монументальных научных трудов и бизнес-планов, - ее главная роль. В хадисе Пророка (с) говорится:

«Чтобы выглядеть желанной в глазах мужа и днем и ночью, женщина должна пользоваться самыми ароматными благовониями, надевать самые изысканные украшения и наряжаться в самую красивую одежду» 10.

Доброе отношение к мужу, способность любить - одна из главных черт хорошей мусульманки: «Джихад женщины состоит в том, чтобы ублажать своего мужа» 11. В айате Священного Корана сказано: «[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами» (К, 30:21). Именно это - лучшее, что может дать жена мужчине, чья жизнь состоит из стрессов, войн, напряженной работы и борьбы. Имам Али (а), глядя на свою жену Фатиму Захру (а), забывал про боль и печаль.

А ведь Фатима (а), дочь Пророка (с), входит в число четырех самых праведных женщин. Согласно хадису, «Фатима - госпожа всех женщин Рая» 12.

И хотя Фатима (а) прикладывала много усилий к ведению своего дома, она не была ограниченной мещанкой. Она участвовала в политической жизни уммы, была верной соратницей своего отца и мужа. Вместе с ними Фатима (а) отправлялась в боевые походы, во время которых бинтовала раны Пророка (с), выступала в мечети перед мужчинами с проповедями.

Но сегодня многие мусульманки погрузились в мещанский уют и обустройство своего «гнездышка», втягивая в теплое болото и своих мужей. Не развиваясь интеллектуально, эти женщины быстро деградируют. Круг их увлечений ограничивается сериалами и сплетнями. Будет ли мужчине интересно с такой женой? Она, возможно, и устроит его в качестве хозяйки, но потребности человека не сводятся лишь к тому, чтобы быть накормленным. Кроме того, ограниченная «клуша» вряд ли в состоянии дать хорошее воспитание детям.

Мусульманкам следует равняться на женщин семейства Пророка (с), почитаемых во всех направлениях Ислама. Это Фатима Захра (а), которую за ум, смелость и преданность делу называли «дочерью своего отца». Это саййида Зайнаб аль-Кубра, бывшая рядом с имамом Хусейном (а), не побоявшаяся бросить вызов тиранам своего времени ради защиты истинного Ислама. Это Умм Салим - сподвижница Пророка (с), плечом к плечу воевавшая рядом с мужчинами при Ухуде. Словом, это женщина, находящаяся в самом центре жизни уммы, по своей смелости и активности не уступающая мужчинам.

Лучшим женщинам уммы присуще одно любопытное свойство - это умение органично сочетать, казалось бы, совершенно противоположные качества: принципиальность и политическую активность - с женственностью и мягкостью, целомудрие - со страстностью, ум и эрудицию - с женской хитростью, которая порой заставляет женщину не казаться умнее мужчины, уважение к мужу - с отказом терпеть унижение и попрание своих шариатских прав.

Конечно, редко можно встретить женщину, наделенную всеми этими качествами сразу, но каждая мусульманка может следовать примеру Фатимы, Хадиджи, Марьям, саййиды Зайнаб, и тогда она непременно откроет в себе хотя бы какие-то из черт, присущих совершенной женщине в Исламе.

1Бихар аль-анвар, том 3, стр. 236.

2Канз аль-‘уммал, том 16, стр. 321.

3Там же.

4Бихар аль-анвар, том 104, стр. 98.

5Аль-Васа’ил, том 20, стр. 30.

6Там же, том 14, стр. 82.

7Бихар аль-анвар, том 103, стр. 256.

8Нахдж аль-балага.

9Бихар аль-анвар, том 103, стр. 252.

10Аль-Кафи, том 5, стр. 508.

11Нахдж аль-балага, изречение 494.

12«Сахих» Муслим, «Сахих» аль-Бухари.

сатира, мусульманка, мужчина и женщина, статьи для "Мусульманки", адат и Шариат, любовь и брак, Ислам, паноптикум

Previous post Next post
Up