Милосердие. Статья для журнала "Мусульманка"

Dec 08, 2012 22:11




В массовом сознании Ислам не ассоциируется со словом «милосердие». В понимании многих Ислам лишь предписывает подчинение набору жестких формальных правил, что якобы является откатом к ветхозаветной этике - в противовес религии всепрощения и любви. Это особенно курьезно, учитывая, что отправной точкой для Ислама является формула басмалы - «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».

Басмала предваряет каждую суру Священного Корана, кроме суры «Ат-Тауба» («Покаяние») а в 19 сурах она повторяется дважды. 'Алимы разошлись во мнениях является ли басмала айатом. Часть шафиитских богословов полагают, что не является, другая их часть уверена, что только в суре «Аль-Фатиха» басмалу можно расценивать как айат. Ученые-джафариты, напротив, считают, что басмала - именно айат, приобретающий новые оттенки смысла с каждой новой сурой.

Известно, что арабские язычники эпохи джахилийи верили в Аллаха - ибо Единобожие в Аравию принесли еще Ибрахим (а) и Исма'ил (а). Но впоследствии их религия подверглась искажению, перемешалась с местными политеистическими культами, обросла языческими обрядами и предрассудками. Воспринимая Аллаха как демиурга, арабы-джахили также поклонялись множеству идолов и женских божеств. Но, тем не менее, признавая Его существование, они предваряли свои соглашения словами «Бисмике, Аллахумма» - «Во имя Твое, о Аллах».

Однако арабы того времени не имели представления не только о Таухиде, но и о милости и милосердии Творца. Их нравы были предельно дикими и жестокими. Не жалуя девочек, они хоронили новорожденных дочерей заживо. Убийства и межплеменная рознь были реалиями жизни, ее привычным фоном. Дух разобщенности, жажда пустых развлечений, хаотичность половых связей - все это было диким, примитивным и первобытным вариантом римских языческих формул «Хлеба и зрелищ» и «Разделяй и властвуй». С той разницей, что Рим во времена своего могущества и упадка был грандиозной империей, а Аравию эпохи джахилийи населял конгломерат враждующих племен, не осознающих своей принадлежности к единой этнической общности и отсталых в цивилизационном отношении.

Невзирая на внешние отличия, эти два общества роднила общая черта, свойственная язычеству как таковому, - жестокость. Это она заставляла римлян наслаждаться видом убивающих друг друга рабов-гладиаторов, она же побуждала арабов перегрызать друг другу глотки в борьбе за скудные куски, перепадавшие им на задворках двух великих империй.

Весть о том, что Аллах - Милостив и Милосерден, принес именно Пророк Мухаммад (с).Во время подписания Худайбийского перемирия он (с) настоял на том, чтобы соглашение предваряла именно исламская басмала «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», а не языческая формула «Бисмике Аллахумма».

В суре «Аль-Фатиха» формула «Милостивый, Милосердный» повторяется дважды. По мнению толкователей, этим подчеркивается, что из всех атрибутов Творца сифаты Милостивый и Милосердный являются важнейшими. При этом атрибут ар-Рахман означает милосердие Аллаха ко всем людям, а ар-Рахим - только к му'минам.

Одна из молитв (дуа), которой имам Али ибн Аби Талиб (а) научил сподвижника Кумейла ибн Зийада, начинается словами: «О, Аллах! Прошу Тебя во имя Твоей милости, которая охватила все».
Согласно многим айтам, милость Аллаха к Его творению бесконечна. Фактически, весь текст Священного Корана является беспрерывным описанием различных проявлений этой милости и восхвалением Аллаха за Его милосердие.

Это может вызвать нарекания у скептиков, ведь тема теодицеи - оправдания Бога за наличие зла и смерти в мире - важна как для западной, так и для русской мысли. Вспоминается и «слезинка ребенка» Достоевского, и депрессивные атеисты в романах Ремарка, вопрошающие Бога (в Которого, они, впрочем, не верили), почему Он столь жесток к молодой красивой женщине, умирающей от туберкулеза.

Действительно, спросят критики, если Аллах бесконечно Милосерден, то почему пятилетний ребенок погибает от рака в жутких страданиях? За какой грех расплачивается юная девушка, которой отрезало ноги колесами поезда? Отчего лучшие уходят из жизни в расцвете сил? Почему ничтожные людишки, живущие низменными животными целями, достигают вершин власти и утопают в роскоши, а образованные интеллектуалы едва сводят концы с концами, и непризнанные поэты умирают в нищете?

«Так где же Твое милосердие, Бог?» - пафосно восклицают эти люди, считающие себя совестью нации, поколения, эпохи и т.д. В 19-20 веках «этически обусловленный» атеизм стало принято соотносить не только с просвещенностью и антиклерикализмом, как в веке 18-м, но и с нравственной пробужденностью, чуткостью к человеческим страданиям. Человек образованный жаждал избавить род людской от страданий, виня в них Бога и отказывая Ему в милосердии.

Ислам смотрит на проблему с принципиально иного ракурса. Ибо сам вопрос о теодицее имеет под собой специфическую подоплеку, и имя ей - либеральный гуманизм. Человек, желающий «оправдать Бога», считает себя мерилом всех вещей, а собственный комфорт и счастье - целью существования. Богу в такой системе координат в лучшем случае отводится роль «гаранта человеческого счастья и благополучия».

И если вначале под последним понимается достижение социальной справедливости и творческое развитие человека, то очень быстро общество, лишенное сакральной цели и выхода к трансцендентному, деградирует, начиная под счастьем понимать вещи предельно плоские. Некоторое время на «автопилоте» люди продолжают жить по фитре и заложенным в ней нравственным понятиям (как в советский период), но лимит инерции исчерпывается, и высвобождаются примитивные инстинкты алчного нафса. Обыватель «просекает»: все покорявшие целину и космос уже давно слегли в могилы, а жизнь слишком быстротечна - так к чему тратить ее на высокие цели, если и самому придется стать перегноем? Идеалом «счастья» становится еда «от пуза», навороченные тачки, крутые корпоративы, покупка бесконечных домов, вилл и яхт. Атеистический социализм вырождается в дикий либерализм. Вслед за «осуждением Бога за страдания человечества» постепенно оправдываются воровство в крупных и мелких масштабах, взятки, криминальные «разборки», убийства ради прибыли (в том числе и самых близких людей), изуверские пытки в застенках «цивилизаторов», ковровые бомбардировки во имя «торжества демократии», а на деле - ради овладения чужими ресурсами. Этически обусловленный атеизм сменяется эпохой неприкрытого либерального гуманизма.

И в этом либеральном обществе уже нет места милосердию. Страны, вообразившие себя «хозяевами мира», решают, кто где должен править, кого бомбить, а кого миловать. Одно государство предают остракизму за повешенного насильника, другому даже пальцем не грозят за казни за чтение «не той» литературы. Богатое меньшинство пирует за счет бедного большинства. Олигарх с физиономией умственно отсталого покупает футбольные клубы стоимостью в бюджет небольшой республики, а ученый, исследующий уникальные рукописи, получает унизительную нищенскую зарплату и презираем богатыми нуворишами как «лошок, не вписавшийся в рынок». Певички живут в особняках, а на лечение онкобольных детей всем миром собирают суммы, сопоставимые со стоимостью аренды зала для плясок певичек.

Ислам не считает, что человек вправе винить Бога: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (К, 4:79) Аллах наделил человека свободой воли и выбора. И уже от людей зависит, как они распорядятся этой свободой, построят ли они общество на основе Шариата и справедливости, или же пойдут по пути попрания прав окружающих, трусливого конформизма или же открытого угнетения.

С другой стороны, хотя Шариат и является путем к достижению социальной справедливости, Ислам не рассматривает мещанское счастье и благополучие как конечную цель. Смысл жизни человека - в служении Аллаху, в котором он обретает наивысшее счастье. Пророки и Имамы страдали, были одиноки и гонимы. Их предавали, против них плели заговоры, они уставали от человеческой глупости и низости, они претерпевали лишения и бедность, однако в своем подвижничестве на пути Аллаха были, несомненно, счастливы.

В суре «Аль-Балад» сказано: «Воистину, Мы создали человека [и наделили его] тяготами. Неужели он думает, что никто не осилит его? Человек говорит: "Я истратил богатство несметное". Неужели он полагает, что никто не видел его? Разве Мы не наделили его глазами, языком и устами? [Не] повели его по двум путям [добра и зла]? А он не устремился по крутизне! И что даст тебе знать, что такое крутизна? Это- отпустить на волю раба, или же накормить бедняка в голодный год, или же сироту [из числа] твоих родичей, или обездоленного. Сверх того он должен быть из верующих и из тех, которые призывают друг друга к терпению, к милосердию» (К, 90:4-17).

В суре «Аль-Фаджр» говорится о плачевном конце тиранов (фараона, нечестивых племен), притеснявших людей, а затем приводятся айаты о причинах зла и несправедливости: «Человек же, когда Господь ради испытания почтит и одарит его милостями, говорит [горделиво]: "Господь мой почтил меня". Когда же Он ради испытания ограничивает его в пропитании, тот говорит [недовольно]: "Мой Господь подверг меня унижению". Вовсе нет! Вы сами поступаете противоправно с сиротой, присваиваете алчно наследство и крепко любите богатство» (К, 89:15-20).

Позиция Ислама однозначна: Аллах бесконечно Милосерден к людям, ибо Он наделил их нескончаемыми благами, устроив разумно и Вселенную, и самого человека, и дав людям мудрый Шариат. Источником зла в мире являются сами люди, общество. И даже болезни, стихийные бедствия и несчастные случаи чаще социально обусловлены. Прямо или косвенно они являются порождением людского зла, равнодушия, халатности, несправедливого общественного устройства или пассивности людей, не желающих боротья с этим злом. Пророк (с) говорил: «Ислам запрещает наносить вред другим и терпеть зло от других».

Известно и высказывание Али (а): «Довольный деяниями группы людей словно становится им соучастником, и всякому соучастнику прегрешения припишутся два преступления: одно - за его совершение, другое - за согласие с тем, чтобы его совершили другие». При таком подходе и погруженные в частную жизнь обыватели могут оказаться уже не такими «невинными». Иногда страдания невинных являются прямым сигналом обществу, что оно устроено неправильно.

Зло - издержка свободы выбора человека. Этот дар, однако, является проявлением милосердия Аллаха к человеку. Человек же несет за него ответственность. Из истории мы видим, что чаще всего люди распоряжались этим даром крайне неблагодарно. Они преуспели в угнетении, подлости, убийствах, развязывании войн, эксплуатации бедняков. Поэтому в рамках Ислама уместен вопрос не о теодицее, а об антроподицее - оправдании человека: «Разве не видит человек, что Мы создали его из капли? А вот - враждебен, определенно!» (К, 36:77)

Тем не менее, и здесь Аллах проявил к людям милосердие, послав им Пророков и Имамов, которые могли бы помочь им распознать путь добра и справедливости.

Пророк Мухаммад (с) и другие Пророки (с) были образцом милосердия. Идеей милосердия пронизана вся Сунна. Есть бесчисленное множество хадисов, повествующих о милосердии Пророка (с) к близким, к женщинам и детям, к иноверцам, к военнопленным, животным, о милосердии мужа к жене и жены к мужу. В хадисах милосердие называется вершиной ума, украшением человека, способом приведения в порядок дел верующего. Ведь, как сказал Посланник Аллаха (с), «Милосердный человек - почти как Пророк».

Мусульманка, № 15.

статьи для "Мусульманки", Аллах, шиизм, Ислам

Previous post Next post
Up