Питер-май'24. Часть 14-я. Зимний дворец Петра I

Jun 03, 2024 16:26

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1678442.html

Наверное, красоты в этой экскурсии не так много, как в предыдущих по Дом ученых ил Дому архитекторов. Но тут интересная история, в каких дворцах жил сам Пётр Первый? А также само место - технически мы заходим в Эрмитаж, просто внутри здания "нового" обнаружились стены того самого дворца Петра.
И вот самое ценное в этом всём - рассказ экскурсовода о той части истории.

Конечно, есть Домик Петра I.
Но это совсем первый и простой домик.

Когда Санкт-Петербург начал строится, то царю всё же уже посолидней построили здание.
Кстати, он как Российский царь мог покидать Москву только в составе официальных визитов. А по Европе он ездил с "неофициальным" визитом, как и в Санкт-Петербурге. Поэтомуэто дворец десятника второго десятка Преображенского полка Петра Алексеевича Михайлова, или Петра Романова... В общем пока столица и официальная резиденция в Москве.
Но этого здания стало маловато...


И уже на берегу Невы простроили дворец повнушительней. Но кстатию он всё равно уступал многим соседним дворцам других дворян.
Когда же перенесли столицу в Питер, тотэто уже стал официалным дорцом Петра I и жил здесь уже император российский.
Правда, Елизавете Петровне сей дворец стал маловат. Она его расстроила вширь...


Найдите в этом здании кусочек здания с картинки выше.
Кстати, канаву слева от здания создали при строительстве - для нужд дворца в 1718-1719 гг. В частности, Пётр заезжал на лодке во внутренний-дворик-гавань по этой канавке.
Она так и называется до сих пор "Зимняя канавка".




В 1783 году на этом месте был возведен Эрмитажный театр, при строительстве которого использовались фундаменты предыдущих зданий, ключая Зимний дворец Петра.

Казалось, Зимний дворец Петра был потерян и навсегда погребён под новым зданием театра архитектора Джакомо Кваренги. Предпринятое Николаем I исследование обнаружить «палату, в коей скончался государь Петр Великий», не увенчалось успехом.

Первые архитектурные исследования были проведены сотрудником Отдела главного архитектора Эрмитажа Евгенией Михайловной Баженовой в 1976, 1979 и 1981 годах. Серия зондажей, заложенных по зданию Эрмитажного театра, позволила выявить границы старых стен петровского дворца, так называемых «Малых палаток». Последующие раскрытия и натурные изыскания, осуществлённые в 1985-1987 годах, дали возможность произвести графическую реконструкцию и, привлекая обширный документальный материал, определить этапы строительства Зимнего дома Петра I.

Исследования, выполненные архитекторами, показали, что при строительстве Эрмитажного театра Кваренги сохранил отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца, а также целые группы помещений различного назначения. Причиной этому могли стать сжатые сроки - архитектору дали полтора года на возведение Эрмитажного театра. Из экономии времени в 1783 году он стал использовал часть царских хором в качестве цокольного этажа для зала и сцены.


Пространство под сценой


Мало того, подвалы были забиты строительным мусором, видимо, то, что снесли, все черепки и прочее, ссыпали в подвал для прочности фундамента. В этом грунте тоже были найдены артефакты времён Петра.




А вот и остатки тех стен.
Это внутренний вдор, противоположный набережной


Как-то так это выглядело


Разный уровень двора - разные времена, но и окна - одно со стороны изнчального дворца Петра, второе - от пристройки Елизаветы Петровны.
Конечно, брусчатки не сохранилось, но её восстановили из аналогичных мест. Брусчатка (справа) при Петре была на голландский манер. И именно такая кладка была преимущественно в Голландии.

В пространстве под сценой театра была обнаружена часть парадного двора, окруженного с двух сторон аркадами обходных галерей и анфиладами комнат Зимнего дворца. Участок земли, примыкающий к фасаду, при воссоздании выложен клинкерным кирпичом, как это было при Петре I, а в более высокой части двора - булыжником (середина XVIII века). На поверхности стен, сохранивших элементы архитектурного декора - руст и медальоны, под слоями штукатурки более позднего времени были обнаружены частицы краски, в соответствии с цветом которой стены были окрашены в наше время. Так внутри памятника конца XVIII века начал вырисовываться не менее ценный памятник начала того же столетия.


Времена петровские славились праздниками, карнавалами.
Те же сани расписные для забав. XVII - XVIII вв.
Вот это детские сани, голландские, под сиденье клали уголь для подогрева.


В общем-то тут тоже не для взрослого мужчины. Но в том числе тогда были популярны и карлики при дворе.
Сани изготовлены в 1722 году в Польше. Это дракон. И сзади приступочка для кучера.


Летняя прогулочная карета. 1724 г.
Для прогулки по гравийным аллеям Петергофа.


Корабельная пушка.
Чугунная. Отлита на Олонецких заводах (Карелия).
Отмечена вензелем Петра под короною.




Сохранились и несколько комнат первого этажа «Малых палаток» Петра I. В трёх из них воссозданы исторические интерьеры, причём убранство комнат восстановлено согласно документам, описывающим проведенные в них работы: стенные панно из голландской плитки, наборные паркеты, дубовые ставни и переплеты окон.

Кроме того, на двух этажах театра вдоль Зимней канавки сохранились двенадцать жилых покоев «Новопостроенных палат» императрицы Екатерины I, созданных Доменико Трезини в 1726-1727 годах.


В кабинете Петра I сохранились печь и камин, изразцовая отделка которых восстановлена также «на голландский манер». Обстановка составлена из предметов, принадлежавших Петру I, которые хранятся в коллекции Эрмитажа.

Кабинет Петра.
Мы его рассматриваем через окна.

Станок Петра,


Вот такие окошки из кордира


Отпечаток ладони Петра.
Вышла она случайно. Пётр посещал какой-то завод, подскользнулся и рукой попал то ли в глину, то ли куда-то ещё, что сохранило отпечаток. И на заводе отлили его ладонь по тому отпечатку.


Ларец-сейф, труба.. Вещи Петра.




Кабинет Петра


А это прообраз тренажера. За физической своею силой Петр следил


У камина чучело пса. Пётр своих животных после сметри отдавал, чтобы из них сделали чучело. Вот собака. А щё и лошадь в том числе..


Конторку себе по росту заказал.


Столовая. Примечательна бутылка вина. Её нашли также при раскопках. Вино само по-моему уже убрали, но бутылка та самая.


Камины топятся из соседней комнатки истопника. Святая святых. Пётр сам топил.


Отечественная гравюра.
Свадьба Петра. но забавно, что она была сделана до самой свадьбы. И много тут инетресных вещей, далеких от реальности. Начиная с огромнного зала.
Во-первых, гравер в пдписи пропустил дату, написано лишь  "... февраля ... дня 1712 года".
Во-вторых, такого зала тогда не было, по документам свадьба проходила в 7 палатах...
В общем вот статья на эту тему:
http://www.raruss.ru/ceremonies/2322-zubov-wedding-of-peter-i.html


Мужчины и женщины на пиру не часто так сидели. Художник всё же развёл гостей по полу. Ближе сидят исключительно дамы, дальше кавалеры.


Ещё фото конторки Петра




И внизу раскопки.


А вот восковая фигура Петра, сделанная по меркам с Петра. Правда она и пожары перенесла.. В общем не факт, что все мерки сохранены...



Идём перекусить перед следующей экскурсией.


О! а я такого коня не припомню!




Красавец!


Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади (Спасо-Конюшенная церковь)
Первоначально деревянное здание церкви, построенное по проекту Доменико Трезини, было освящено в 1737 году. По велению Анны Иоанновны из Византии перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение. В 1746 году храм по указанию императрицы Елизаветы Петровны был перестроен в камне, а в 1747 году заново освящён.

В 1826 году на первом этаже была установлена «печальная колесница», на которой было доставлено тело Александра I. Церковь известна также тем, что 1 февраля 1837 года в ней состоялось отпевание Александра Пушкина.

После революции 1917 года церковь была закрыта и осквернена. В 1923 году в ней был размещён клуб конной милиции, а через несколько лет - отделение института Гидропроект. В алтаре был устроен туалет


Прервусь. У нас обед.
Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1680487.html

Питер-май2024, Приключения, История, Путешествия, Я фотограф

Previous post Next post
Up