Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1679992.html Выставка Василия Сурикова в Русском музее.
Я знакома больше с большими полотнами Сурикова, на выставке плюсом представлены и эскизы, портреты, акварели и графика.
"Благовещание" 1914 год
Последняя большая картина художника.
Эта же картина была нписана 40 годами ранее.
"Княжий суд" 1974 год
Картина была создана Суриковым за год до окончания Академии художеств и явилась его первым полотном, исполненным на тему русской истории.
Сюжет произведения связан с ранним периодом принятия христианства, когда значительная часть Руси ещё жила по языческим правилам.
На верхней площадке крыльца богатого терема, слева от которого виден купол православного храма, Суриков изобразил князя со своей семьёй и высокопоставленными священниками. Возможно, это князь Владимир, крестивший Русь в 988 году. Над княжеской свитой вознесены хоругви - знамена с изображением лика Спасителя, символизирующие христианство.
Перед крыльцом толпится простой люд, пока ещё только познающий новые правила жизни, завезенные от греков. Ответчик - загорелый полуобнажённый персонаж с золотой серьгой, который, по-видимому, обвиняется в многоженстве. Он искренне не понимает вводимых норм этики и морали, противоречащих старым патриархальным установкам.
Это кусок картины, мне тут интересен сам главный герой.
"Степан Разин" 1906
Известно, что первоначальный эскиз Сурикова включал фигуру княжны. Поэтому можно предположить, что сюжет картины относится к моменту возвращения атамана из Персидского похода. Этот эпизод, скорее всего, выбран художником не случайно, ибо он предваряет последующее открытое выступление РАзина против царской власти. На кону стоит будущее. Уже близка точка невозврата. ПОэтому Разин задумчив, серьёзен, отстранён от своих приятелей, которые веселяться и пьют. Впереди его ожидает страшная судьба - пытки и казнь, но он станет народным героем на многие века.
Отмечается схожесть образа Разина с фотографиями и автопортретами Сурикова тех лет. Суриков продолжил работать над лицом Разина даже после продажи картины в 1907 году и закончил её только в 1910 году. Высказывается мнение, что в результате огромная картина, возможно, стала своеобразным эмоциональным автопортретом художника.
"Степан Разин"
1910
Этюда-вариант головы к картине "Степан Разин" (1906, 1910)
"Посещение царевной женского монастыря"
1912
Идея создания картины возникла у Сурикова под влиянием книги историка Ивана Забелина "Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетях".
В своей книге Забелин подробно разбирал традицию затворничества, бывшую буквально проклятьем для женщин царского рода, которых нередко ждали жизнь в тереме, в домашнем заключении, вдали от людских глаз, или - уход в монастырь. и в это время самых интенсивных раздумий художника над будущей картинойв 1910 году, он познакомился с приехавшей в МОскву с Дальнего Востока семьёй Добринских. В этой семье было две дочери. Младшая, Анастасия, принадлежала к числу мистических, загадочных и молчаливых натур, соблазнявшихся "монастырской поэзией" и мечтавших замкнуться в глубокой келье. Именно Асю Добринскую Суриков выбрал на роль главной героини, оплакивая на картине её юность и красоту, которая скоро будет похоронена в монастыре. Изобразил СУриков и старшую сестру Аи - Галину: она стоит почти у самого выхода и глядит "в жизнь".
На выставке были преставлены и эскизы росписей Храма Христа Спасителя.
"Третий Вселенский собор"
1876
В 431 году императором Феодосием II был созван Третий (Эфесский) Вселенский собор в городе Эфес. Причиной его созыва, как и прежде, послужили богословские распри между главными претолами Римской империи. Константинопольский архиепископ Несторий проповедовал отказ от имени "Богродица". Он считал, что иисус Христос получил свою божественную ипостась только после смерти и оскресения, а родился человеком, поэому Марию следует именовать "Христосородицей". противник нестория, Александрийский архиепископ Кирилл, осудил его учение, сделав это конфликт достоянием всей империи.
Суриков изобразил кульминационный момент события. Архиепископ Кирилл, помещенный в центре, гневно осуждает несториан и властным жетом изгоняет их с зседания собора. Композиция Третьего Вселенского собора - единственная, где Сурикову разрешили изобразить еретиков.
"Пиры Валтасара"
1974 год
В 1874 году за эту картину Суриков было удостоен от Академии 1-й премии в 100 рублей.
"Апостол Павел объясняет догматы веры в пристствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста"
1875
Сюжет был предложен выпускникам Императорской Академии художеств как конкурсная тема на получение Большой золотой медали, дающей право на заграничную пенсионную поездку. По причинам бюрократического порядка медаль ни одному из конкурентов присуждена не была. Суриков получил з эту картину звание классного художника 1-й степени.
"Милосердный самарянин"
1874
За эту картину, отличающейся мастерской композицией и передачей сето-воздушного освещения, Суриков получил от Академии Малую золотую медаль. Несколько позднее картина была подарена художником своему благодетелю, золотопромышленнику Петру Ивановичу Кузнецову - милосердному самарянину, платившему Сурикову стпендию все годы его учебы в Петербурге.
"Исцеление слепорожденного"
1888
Выходя из храма, Иисус увидел слепого, просившего милостыню. Апостолы спросили Иисуса: "Кто согрешил - он или родители его, что родился слепым?" Иисус отвечал им: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня. "...
..он сказал слепому: пойди умойся в купальне Силоам. Он пошщел и умылся, и пришул зрячим.
Появление картины "исцеление слепорожденного" связано с трагическим событием в жизни Сурикова: смертью жены, скончавшейся в апреле 1888 года. В это время художник обратился к религии как к источнику силы, способной его поддержать в безмерном горе.
.
"Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге"
1870
"Боярыня Морозова"
1884-1887
Эта картинка из инета.
Морозова высокого аристократического рода, но старобрядчица. За это её и держали сначала под домашним арестом, а потом пытали, и умерла она от голода в земляной яме.
Согласно тексту «Повести», 17/18 ноября 1671 год от Рождества Христова (то есть 7180 года от сотворения мира) знаменитые сёстры-«расколоучительницы» Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, содержавшиеся «в людских хоромах в подклете» московских палат Морозовых, были отправлены в Чудов монастырь. Когда сани поравнялись с монастырём, боярыня с цепью на вые (шее) сложила длань в двуперстие и «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Именно этот эпизод и изображён на холсте.
Интересно разглядывать эскизы.
И искать их героев на самой картине.
"Смеющийся купец"
1885
"Голова смеющегося священника"
1886
Они на картине
Мальчик, идущий впереди княгини Урусовой
На кратине он до половины загорожен санями.
А тут, конечно, ноги.... Босиком?...
Княгиня Урусова.
Тут небольшое отличие от исторических реалий. Это сестра Морозовой, также старообрядка. И в реале она полностью повторяет судьбу сестры.
Но на картине она приведена в богатых нарядах.. пока ещё... видящую судьбу сестры... Это показывает, что и Морозова, и Урусова пошли на дыбу и уморение голодом в яме, оставив богатую жизнь.
Голова юродивого
Голова старика, стоящего в толпе справа
1884
Монашенка
1884
Все вышеприведенные вот тут - кусочек картины:
Ещё фрагмент картины сфотографировала
эскиз
Странник
И, конечно, сама Морозова в эскизе
"Иртыш"
1892
Сибирь - родина Сурикова - одна из центральных тем его творчества.
Он родился в Красноярске в семье потомственных казаков, имевших свои родовые корни на Дону и пришедших когда-то вместе с Ермаком в Сибирь.
Покорение Ермаком Сибири.
1895
И здесь баталисты могут придраться - так бой не велди, опять же кровь где в таком побоище?
Но для Сурикова важней идея, а не реалистичность в этом случае...
Казаки в лодке
между 1891 и 1894
"Пугачевцы"
1880-е эскиз
Портрет Е.А.Суриковой, жена художника
1880-е
Елизавета Августовна Сурикова (1858-1888) - младшая дочь в семье Августа Шаре, державшего в Петербурге небольшое предприятие по продаже вензельной почтовой бумаги.
Портрет таит в себе провидческие ощущения: светлое, голубое небо в облаках контрастирует с бледным, болезненным лицом Елизаветы, страдавшей врожденным пороком сердца - заболеванием, которое в в XIX веке лечить не умели. После смерти любимой супруги неутешному Сурикову было очень трудно взяться за кисть. И только отъезд на родину в Сибирь, работа над картиной "Взятие снежного городка" помогли художнику вернуться к полноценной жизни и творчеству.
Портрет брата художника А.И.Сурикова.
1889-1990
Суриков практически не писал портреты на заказ, выбирая можели исключительно среди знакомых и близких его сердцу людей.
Каковым является и его младший брат - Александр (1856-1930), который позже много сделает для сохранения памяти о Сурикове.
Ну, и в этом портрете по-моему проглядывает и Никита Сергеевич Михалков.
Что неудивительно.
Мать Никиты Сергеевича Наталья Петровна Кончаловская
Мать Натальи Петровны (бабушка Никиты Сергеевича) Ольга Васильевна Сурикова
Отец Ольги Васильевны (прадед Никиты Сергеевича) Василий Иванович Суриков.
Собственно, на выставке было какое-то суперразветвленное генеалогическое дерево, где и Пушкин, и другие известные личности описаны, но я даже не попыталась разобраться...
"Старик-огородник"
1882
Стрелец, прощающийся с народом
1879
этюд к картине "Утро стрелецкой казни"
"Меньшиков Березове"
1883
Алекснадр Данилович МЕншиов (1673-1729) сделал фантастическую карьеру. Будучи выходцем из простой семьи, он стал другом и фаворитом Петра I, первым генерал-губернатором Петербурга, генералиссимусом, адмиралом, богатейшим человеом и одним из самых влдиятельных людей в Европе. Однако XVIII век в отечественной истории - век интриг и переворотов. Не обошли они стороной и светлейшего князя Меншикова, решившего выдать свою дочь Марию замуж за великого князя Петра Алексеевича, будущего императора Петра II, чтобы сделать его родственником и сохранить статус фактического правителя Российской миперии.
Всесильный вельможа поселил молодого Петра, внука Петра Великого, в своём дворце, но враги настроили великого князя против будущего тестя, обвинив Меншикова в хищении казенного имущества и даже в государственной измене. осенью 1727 года он попавл в опалу, лишился имущества и наград, а затем был сослан с семьёй в Сибирь, в Березовский острог.
Суриков изобразил ссыльного МЕншикова ютящимся в тесной избе, в окружении двух дочерей и сына. Художник подметил одну важную историческую тонкость: княжны и юный князь одеты далеко не бедно, так каких гардеробы состояли из дорогих вещей, расшитых золотом и драгоценными камнями. Самому же Меншикову даже рубашки и шубу дали под расписку. Эти роскошные одежды детей князя усиливают чувство тоски по недавно ещё богатой и беззаботной жизни в столице. Той же цели служит и пространственное решение: изба натолько маленькая, что Меншиков, изображенный Суриковым, не смог бы встать, не ударившись головой о поотолок. Картина выражает понимание Суриковым XVIII века в России как века крайне переменчивого, когда история то возвеличивает своих героев, то сбрасывает их со своего корабля в пучину, мглу и забвение.
Старшая дочь Меншикова
1882
В одухотворенном образе Марии, старшей дочери Меншикова, художник изобразил свою супругу - Елизавету августовну Сурикову.По своей художественной значимости эта акварель перерастает рамки подготовительнго этюда. Виртуозные заливки акварелью здесь положены уверенной рукой большого мастера в состоянии вдохновенного творческого порыва.
Прервусь. Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1680956.html