Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1680487.html Переход Суворова через Альпы
Вспомнился Музей оловянного солдатика при Суворовском музее в том же Санкт-Петербурге.
Там был макет этого перехода в горах.
Музей очень понравился, поэтому решила привести его и здесь.
https://akostra.livejournal.com/1597395.html И тоже тут искажение. В горах такой гурьбой - это просто опасно. И конь стоит почти за чертой. Но зато так передаётся вэйб этой атаки!
И тоже этюды
"Сибирячка"
1909
Суриков представил образ привлекательной статной женщины, любующейся своим отражением в зеркале. Портрет, в котором сказалась характерная для хуждожника простота и непосредственность видения, написан в гармоничной гамме коричневого и глубокого синего цвета. Суриков поэтизирует свою можель, не стремясь, однако, представить ее утонченной и миловидной. Дородная, полная молодости и здоровья сибирячка спокойно рассматривает себя в зеркале, расчесывает прекрасные, длинные и шелковистые волосы, навевая зрителю ассоциации с рыжеволосыми венецианками Тициана и Веронезе, чьи работы так любил художник.
Портрет О.В.Суриковой.
1888
Ольга Васильевна (1878 - 1958) - старшая дочь Суриковых, жена художника Петра Кончаловского. Художник начал работать над её портретом, полным очарования и детской непосредственности, в сентябре 1987 года в Москве, в доме Кузьмина на Смоленском бульваре, где в то время жила емья Суриковых. Родным Суриков тогда сообщал: "Пишу я дома Олин портрет в красном платье, в котором она была в Красноярске". Этим произведением, будто ставшим воплощением семейного благополучия и уюта, завершился самый счастливый период в жизни художника, за которым в саязи со смертью в 1988 году жены последовали депрессия и творческий кризис.
"Человек с больной рукой"
1913
Портрет неизвестного пожилого мужчины, экспонированный на выставке Союза русских художников в 1914 году, отличался новой для Сурикова образной концепцией.
Землистое лицо модели с глубоко посаженными глазами изображено на контрастном ему зелёном фоне. Формы прорисованы резким контуром и пластически проработаны холодными лилово-зеленоватыми мазками. Черная повязка и коричневая перчатка на больной руке указывают на состояние человека, прочувствованное самим художником: в 1913 году у Сурикова болела рука, бывали сердечные приступы, он не мог работать в полную силу, иногда впадая в скорбное состояние духа. Современники увидели в живописном решении этого одухотворенного, психологически тонкого портрета влияние Сезанна и свидетельство неустанных художественных изысканий мастера.
А какие у Сурикова акварели!!!
"С гитарой. Портрет княгини Кропоткиной"
1882
Софья АВгустовна Кропоткина (урожденная Шаре) - сестра жены СУрикова.
Это произведение, выстроенное на тончайших красочных нюансах и оттенках, свидетельствует об овладении Суриковым сложным жанром акварельного портрета. Художник, решая портрет Софьи Августовны в изысканной цветовой гамме, вирутозно сочетает выразительность и глубиноу звучания лилово-фиолетовых тонов с одухотворенностью взгляда модели.
Вечер в Петербурге
1871
Под дождем в дилижансе на Чёрную речку
1871
"Красноярский бунт 1695 года"
1902
В 1901 году Суриков познакомился со стьатьёй историка Николая Николаевича Оглоблина "Красноярский бунт 1695-1698 гг."
В так называемой "красноярской шатости" (бунте), как оказалось, участвовали предки Сурикова - Пётр и Илья Суриковы. Художник так вдохновился прочитанной статьёй, что приступил к созданию эскизов композиции для будущей картины, написать которую по цензурным условиям так и не решился. На эскизе из Русского музея Суриков изобразил "многонародный круг", собравшийся на городской площадиКрасноярска. В центре круга - царский воевода, казнокрад Семён Дурново, окруженный разъярённой толпой.
"Казак-гребец"
Этюд к картине "Покорение Сибири Ермаком"
1892
"казак с ружьём"
Этюд к картине "Покорение Сибири Ермаком"
1893
"Большой морской маскарад в 1722 году на улицах Москвы, с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского
1900
Суриков исполнил этот рисунок для третьего тома издания Николая кутепова. Маскарад проходил в Москве в январе 1722 года, а морская тематика была признана возместить недостаток моря, о котром тосковал Петр I. На сани были установлены модели кораблей, одним из которых управлял император, меняя направления паруса, будто он находится в открытом водном пространстве. Петра сопровождал московский генерал-губернатор князь Иван Ромодановский - страстный охотник, изображенный Суриковым в самом центре в красной горностаевой накидке.
Сам Петр I не очень жаловал охоту и предпочитал ей "развлечения мореходства"
И как раз тема маскарадов на предыдущей экскурсии в Зимний дворец Петра затрагивалась. Сани те же в экспозиции:
https://akostra.livejournal.com/1679992.html Императрица Анна Иоанновна в петергофском "Темпле" стреляет оленей
1900
Иллюстрация к изданию Н.И.Кутепова "Царская и императорская охота на Руси XVII - XVIII веков"
Императрица Анна Иоанновна (1693 - 1740) отличалась суровым характером. Царица Прасковья Фёдоровна, её мать, не очень любила Анну, грубо к ней относилась, при этом постоянно принимала у себя дома юродивых, блаженных, ханжей, святош, за что Пётр I прозвал его "Госпиталем всевозможных уродов и пустосвятов". Это не могло не сказаться на молодой принцессе. Уже став императрицей, она очень любибла увеселения, нередко включавшие унижения наиболее влиятельных государственных лиц.
При императрице состояло множество шутов, карликов, арапов, и она содержала один из самых пышных дворов. Ьакже Анна Иоанновна увлекалась охотой и стрельбой, приказывая постоянно пополнять свои зверинцы различными животными, чтобы ей было на кого охотиться.
В покоях Анны Иоанновны постоянно стояли заряженные ружья, из которых она стреляла по птицам из окна. Суриков изобразил мператрицу на террасе дворцового павильона, стреляющей по оленю, которого гонит свора собак.
В 1910 году Суриков поехал в путешествие по Испании и Франции вместе с Петром Кончаловским (будущим зятем - он станет мужем Ольги Васильевны и дедом Никиты и Андрона Сергеевичей).
И там такие прекрасные акварели нарисовал!
"Бой быков. Севилья"
1910
Арль. Бой быков
1910
А вот эта картина совершенно меня очаровала. Так необычна для Сурикова!
Сцена из римского карнавала
1884
Карнавальная традиция в Италии берет своё начало ещё в языческой культуре Древнего Рима, когда в честь бога Сатурна проводились массовые гуляния в день зимнего солнцестояния. В раннюю христианскую эпоху этот праздник, как и многие другие попал под запрет, но в эпоху Возрождения карнавалы были возвращены. С XVIII века их главным центром становится Рим.
Во время карнавала разрешалось делать всё, что нельзя было в обычные будние дни: проводились шествия ряженых, скачки, театральные представления, улицы заполнялись цветами.
На одном из таких Римских карнавалов Суриков в 1884 году сделал акварельный набросок, из которого позднее выделил сюжет с девушкой на балконе. Работая над картиной - единственной в его творчестве, посвящённой заграничной жизни - художник осваивал колористические и живописные приёмы, которые потом развил в работе над "Боярыней Морозовой"
Букет
1884
Этюд к картине Сцена из римского карнавала
Колизей
1884
Портрет А.П.Юргенсон
1908
Александра Петровна Юргенсон (1869 - 1946) - художница, дочь музыкального издателя Петра Юргенсона. В 1890 году стала женой художник Сергея Светославского. Во втором браке была замужем за знаменитым врачем Константином Снегиревым. Пётр Чайковский посвятил ей фортепианную пьесу "Резвушка". В 1901 году Юргенсон исполнила портрет Сурикова.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.
1915
НА выставке ещё вот такая красота была
А это уже следующая наша экскурсия (4-я за день!!!!)
Мы около Академии Штиглица.
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (Академия Штиглица) - одно из старейших российских высших учебных заведений, ведущее подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Основано в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем.
Эта фамилия уже у нас фигурировала.
Он был приемным отцом Надежды Михайловны в замужестве Половцевой.
И причастен к красоте Дома ученых
Вот тут мы были там на экскурсии:
https://akostra.livejournal.com/1676429.html А теперь и в Академию его имени идём.
Но здание такое красивое, что я его ещё и тут разглядываю.
Фонарики
Фасад разглядывать и разглядывать.
Грифончик!!
Но фамилии мне особо ни о чем не говорят...
Ну, а о самой Академии в следующем посте