Одним из ключевых элементов пропагандистской кампании об экономических реформах 1991-92 гг. стало утверждение о безальтернативности фактически осуществленного их варианта. Если и была альтернатива, утверждают ее глашатаи, то лишь в виде продразверстки.
Григорий Явлинский показывает, что это миф:
https://www.forbes.ru/interview/45575-reformatory-
(
Read more... )
Reply
Ничего он не показывает. И вообще интервью евоное - беспомощное. Я вот попытался объяснить, почему: http://empedocl.livejournal.com/134246.html
Reply
Reply
Reply
Ну, вот ты уже с помощью авторитета Гайдара и подтверждаешь главный тезис этого поста - альтернативы были. :-)
2. <он отмечал, в чем была разница польских и российских реформ>
Вот еще одна альтернатива.
3. <как руководитель он был, наверно, сильнее Гайдара... Во всем остальном он, боюсь, был слабее>
А это уже переход к содержательному обсуждению альтернатив.
4. <Поэтому сравнивать политику 92-го года с политикой 93-го года тоже не совсем верно. Это уже разные страны, разные общества (не говоря о разных парламентах и разных конституциях).>
Собственно вот этими словами ты уже начинаешь сравнивать альтернативы.
Кстати, в то время, когда Федоров сделал основную часть финансовой стабилизации, страна, общество, парламент, конституция были теми же самыми, что и при Гайдаре. Но ты прав, разница, конечно, была. Политически Федорову было несравнимо труднее, чем Гайдару.
5. <Ничего интеллектуально необычного в смысле экономических реформ Гайдар не придумал>
Трудно спорить.
6. <и не ( ... )
Reply
Reply
Спасибо за поддержку главной идеи поста и за попытку содержательного обсуждения различных альтернатив.
Reply
Reply
Reply
Reply
«Первая - либерализация цен. Было очевидно, что этот навес тут же превратится в цены, даст высокую инфляцию. Другой вариант - поглощение денежного навеса за счет приватизации, на чем я и настаивал. Деньги, скопленные за советское время, неважно, сколько их было накоплено, неважно, кем, должны были быть пущены на приватизацию мелкой частной собственности ( ... )
Reply
Reply
1. Есть общая сумма денег и сумма товаров, оцененная в розничных ценах. Проблема возникает, если сумма цен товаров значительно меньше, чем сумма денег.
Можно повышать цены, можно либерализовать цены.
ГА, как я понимаю, предлагал воспользоваться тем, что у нас была необычная ситуация: у нас не было достаточно колбасы и хороших бритв, но было много других товаров, которые прежде не продавались. Те, что в советское время назвались средства производства.
Деньги, которые приходят за эти супер-товары, изымают (см. интервью Форбс: «Конечно, в контексте довольно жесткой финансовой политики, которая не позволяла бы этим деньгам вновь возвращаться на рынок…»Через 4-6 месяцев начинается либерализация цен с неизбежным скачком инфляции. Но люди уже обменяли свои деньги на товары ( ... )
Reply
Reply
Впрочем, с момента приобретения собственности внесенная покупателем сумма является, если так можно сказать "отоваренной". И сам момент перехода из рук в руки денег и собственности, является, если так можно сказать, явлением того самого "нового товара", на свет. Поэтому, надо ли их изымать?
Впрочем, это мои досужие рассуждения.
Reply
Можно выражать несогласие с ней.
Можно ее высмеивать.
Но нельзя утверждать, что ее не было.
Reply
Leave a comment