Я вношу много изменений в содержание курса "Системный менеджмент и стратегирование", и меняю его название -- там теперь будет цифра 2020 (а не 2019, как сейчас). Текущий семнадцатый поток уже многое из этого получает, но с 5 апреля 2020 (первое занятие курса) это "внеплановое содержание" станет уже вполне запланированным и будет доноситься более упорядоченно.
1. Основное изменение -- это тренинг в работе с системными уровнями, особенно системными уровнями социотехнических систем. Проблема была в том, что системные уровни понимались статически, и неизбежно это было "мёртвое" понимание design-time/enabling, а мы будем менять его на "живое" представление run-time/operations, а затем тренировать использование системных уровней в мышлении о предприятии. Нет в мышлении системных уровней -- нет системного мышления! Это необходимое, хотя и недостаточное условие для системности мышления. Мы начнём с простого примера "танец" (в отличие от автомобиля и атомной электростанции его трудно представить вне динамического контекста, и в нём уже есть люди как материал и как исполнители проектных ролей, и он очень нагляден), потом займёмся менее наглядными примерами системных уровней в мышлении (интеллект-стек --
https://ailev.livejournal.com/1507279.html,
https://ailev.livejournal.com/1508228.html), в софте (
https://ailev.livejournal.com/1508747.html), в бизнесе (целевые системы "лот", "сделка", "сессия", "мероприятие" и т.д.) и в практиках в общем виде. Разбирательство с окружением, выход в "культуру" как практики более высокого системного уровня. Вот системные уровни практик/деятельности -- это и есть системные уровни деятельности предприятия. Мы будем безжалостно тренировать тот факт, что системные уровни -- это выделяемый вниманием уровень деления системы на части (а не способ сборки-разборки на части! Разобранный даже мышлением на части организм -- это мёртвый организм, нам такой не нужен! Нам нужно выделение частей живого организма вниманием в момент, когда организм живой!).
2. Часть курса по разъяснению ролей переделана, чтобы сшить в мозгу кусок схемы понятий системного мышления про интересы-предпочтения-намерения и кусок про интересы-ролевые методы описаний-ролевые описания (
https://ailev.livejournal.com/1505852.html). А то инженеры по требованиям (до прохождения моего курса это "аналитики"), предприниматели/стратеги и менеджеры всех мастей предпочитают делать акцент на первый кусок и игнорировать второй, а архитекторы -- выпячивать второй кусок и игнорировать первый. А надо бегло использовать в мышлении и то, и другое.
3. В разговоре о программном обеспечении более чётко будет проводиться линия о софте как механистически понимаемом "сознании" (механизм присмотра за вниманием к памяти и входному потоку информации --
https://ailev.livejournal.com/1488271.html) организации в противовес "автоматизации". Функция "бумаги и ручки" (базы данных и отчёты) оказывается важней функции "сам думает"! Софт понимается как необходимая часть для координации деятельности людей в предприятии, не выделяется отдельно в "цифровизацию" или "интеллектуализацию" --
https://ailev.livejournal.com/1497402.html. А дальше пообсуждаем интеллектуализацию: по каким линиям идёт "скриптование" (автоматизация), и по каким линиям идёт включение программ AI в бизнесе. У нас в курсе это всегда было, но сейчас будет сделан акцент (перенесена часть материала из курса по AI).
4. Мысли Питера Сенджа про learning organization обновлены в части подъёма интеллекта организации, в явном виде добавлено про нижние уровни практик мышления в проекте и в организации как способе ускорения развития. Идея многоуровневости развития. Идея связи стратегирования и целеполагания против разработки и реализации стратегии и целей корпоративных (декомпозиция/каскадирование целей -- balancing scorecards, KPI)и личных (OKR) -- где там стратегирование, а где лидерство, в чём фишка cadence/цикличности. Более чётко связь с open-endedness (прихват идей из статей типа
https://arxiv.org/abs/2003.08536 -- продолжаем гармонизировать идеи из мира искусственного интеллекта и традиционные идеи из гуманитарных дисциплин типа организационного развития и предпринимательства).
5. Чётче проработано донесение контринтуитивных моментов курса (подробней они в
https://ailev.livejournal.com/1503099.html -- отличие ролей от людей и должностей, материальность целевой системы, различие функциональных и конструктивных частей, понятие практики, разница между управлением проектами-программами-кейсами-процессами, инженерная и лидерская части в развитии и совершенствовании, цикличность как наше всё в менеджменте).
6. Мы запустили онлайн-курс системного мышления, и он будет доступен курсантам (первая часть курса идёт как blended learning). Там ожидается довольно много интересного: от запуска помидорок на 25 минут прямо в интерфейсе курса (помогаем удерживать внимание) до привязки дополнительных материалов и разъяснений прямо к разделам учебника.
Тут нужно было бы писать что-то про дистантную работу на курсе, но это у нас уже хорошо отработано с предыдущими версиями. Я не думаю, что тут будет много изменений: у нас всегда было много участников курса из разных стран, и они у нас активно участвуют в онлайне. Хотя могут быть эксперименты, мы не зарекаемся.