Вьюношу в голову вбили таки где-то (точно не дома), что ЕГЭ нужно сдать как можно лучше. И он воспользовался переходом на дистант на всю катушку: затребовал закупки нескольких онлайн "интенсивов" (это часа по четыре в день онлайна) по каким-то разделам профильных ЕГЭ, типа решения систем нелинейных неравенств, электродинамики и что-то там из информатики (о, боги, опять повторение! каждую пару лет повторение этой информатики, и ни шагу вперёд!). Переход на дистантное образование оказал благотворное воздействие на вьюноша. Он занимается чем-то для него осмысленным, троллит преподов (они в ответ быстро вырубают ему микрофон -- так что заодно и социализируют его, а не только учат), делает довольно сложные домашние задания в количестве, и совсем не занимается школьными предметами. Но интернет хорош и тем, что любая собака в нём может представиться человеком. Так что жена тоже получила развлечение: она вчера получила две четвёрки по истории, а сегодня сдала работу по обществоведению. Все довольны, все при деле.
Наша Школа работает, как и работала. И я работаю, как обычно: я не могу придумать, что может быть важней задачи делать как можно быстрее как можно больше людей чуток интеллектуальней, а затем более умные люди сами найдут выход из трудных ситуаций, которые в рамках переживания трудностей вместе с глобусом будут у каждого свои ("Спасайся, кто может: поднимайте свой интеллект, ибо непонятно, от чего спасаться",
https://ailev.livejournal.com/1505596.html, а ещё смотрите видео моего установочного доклада по стратегии Школы на только что прошедшей конференции, там подробненько:
https://www.youtube.com/watch?v=y5bC28DDWD8). Я ведь именно этим и занимаюсь, повышаю уровень интеллекта как свой, так и всех остальных, до кого дотянусь. Смею заметить, что это сильно осмысленней той суеты, которой я занимался во времена своей работы консультантом (задним умом-то мы все крепки!).
Сегодня мы решили, что наш регулярный класс по системному фитнесу будет идти онлайн (по тому же расписанию: каждая среда, 19 часов, участие через zoom). Для перехода онлайн требовалось решить методологическую задачу: как указывать субъективно наблюдаемые (первая позиция восприятия, "я изнутри меня") феномены в речи. Это делается путём организации некоторой процедуры, вызывающей феномен (часто это несколько примеров похожих ощущений в разных частях тела в нашем случае, а потом генерализация этого для "везде примерно так"). Дальше это феномен именуется. И если препод и ученики оба имели эти ощущения в ходе упражнений, то они называют одинаковым словом один и тот же феномен (например, ощущение обмякания каких-то мышц, когда они "поплыли" -- уникальное по внутреннему ощущению восприятие у каждого человека, но унифицированное в коммуникации одним словом-термином). После этого можно обсуждать субъективно воспринимаемые феномены без трогания пальцем тела. После этого можно делать онлайн-курс и не беспокоиться, что тебя неправильно поймут. Жаль, мы пока не можем сделать социальные танцы такими (там требуется пара танцоров сразу, плюс часто демонстрация внешних усилий в ведении) - но и тут мысль не дремлет.
Нашли сегодня слово "практик" (тот, кто выполняет практику) вместо слова "стейкхолдер". Недостатки те же, что и у "стейкхолдера" (и Вася Пупкин у нас практик, и Принц Гамлет). Одно достоинство: все вопросы к степени прожарки стейка исчезают. И удобно для обозначения "позиции" (человека, который не в роли, а слился с ролью). Ещё одним синонимом тут является "деятель" (для деятельностных ролей вроде как самое оно, и тоже подталкивает к ошибке смешивания исполнителя роли как конструктивного субъекта и ролевого/функционального субъекта). И вот слово "деятель" тут тоже вполне конкурирует с практиком (деятельностная роль -- деятель, проектная роль -- практик). Может, будем использовать "практик" для позиционера (позиция -- это роль, в которой застрял её исполнитель, склеился с ней). Танцор-практик или архитектор-практик -- это у которого образ жизни танцора или архитектора, склеившиеся с ролью люди!
Ещё один текст про использование системных уровней в моделировании практик: жизненный цикл танцора,
https://vk.com/wall-179019873_625 (про танцы, а хоть и системное, я по традиции пишу ВКонтакте). Суть там в том, что танцор медленно-медленно в плане мотивации и тренинга идёт от прикладного уровня вниз по стеку, а потом резко выходит наверх, в уровни культуры. Ровно такие же рассуждения можно привести и на тему других практик, например "жизненный цикл мыслителя" будет таким же - от прикладного уровня в интеллект-стеке медленно-медленно вниз (чтобы разобраться! чтобы стать умнее!) к функционально-ориентированному сознанию, а затем скачком в какой-то момент вверх (занятие культурой: развитие мышления как такового, обучение других людей, просвещение и т.д.). Не уверен, что нужно такой же текст писать про мыслителей, ибо тогда и третий текст нужно сразу писать - про любой стек практик, где ровно то же самое. Там сразу же много засад: много танцоров, спортсменов и прочих "из ремесленников в мастера" людей-спецов проходят такой путь, но вот мы не учитываем тех, кто застревает на каких-то уровнях, кто так и остаётся редукционистом в мышлении и действии (нет во внимании уровня, нельзя сместиться на его освоение), кто срывается с одного жизненного пути какой-то практики на совсем другой, и т.д. Так что "осторожно, там драконы".
И это же рассмотрение жизненного цикла практика (хе-хе! исполнителя ролей, который идёт по жизненному циклу, а не самой деятельностной роли!) ставит тему мотивации. Мотив всегда идёт от желания получить кайф на каком-то более высоком системном уровне, и при затыках получается стимул поисследовать какие-то более низкие системные уровни, и промежуточные кайфы от этого ("сдвиг мотива на цель", ага) -- тем самым мотивация скользит. В тексте по ссылке в предыдущем абзаце рассказано, как это происходит для танцоров. Дальше вопрос о том, как учить: учить хорошо бы сразу с главного -- с нижних уровней стека практик (а когда практика непонятна, так с нижних уровней интеллект-стека). Но мотив то обращения за обучением -- прикладной! Налицо противоречие: учить нужно тому, за чем обратились, и учить нужно тому, что определяет успех обучения тому, за чем обратились (т.е. начинать с нижних уровней -- для тех же танцоров решать задачу развития тела, ибо "танцевать нечем"). Это задачка для ТРИЗа. И тут нужно решать кучу вопросов, связанных с этим "разрывом мотивации по системным уровням":
- этичность в том, на что приглашать (прикладное) и что реально давать (фундаментальное, без которого трёхдневные курсы не работают,
https://ailev.livejournal.com/1430047.html). Не должно быть манипуляции при затаскивании на курсы, всё должно быть честно.
- мотивация учить прикладные уровни, а учить нужно более низким уровням для подъёма скорости обучения, там мотивации нет и мотивация появляется только у тех, кто уцелел и продержался годы. И что с этим делать (ждать годы? брать только тех, кто уцелел? так их же мало, мы и хотим учить для того, чтобы уцелело побольше!).
- похожесть мотивации любым сулимым кайфом (от танцев, от проектного управления, от системной инженерии, от медитаций и просветления), причём мы не можем поддержать разговор о кайфе, ибо эти специфические виды кайфа переживаются субъективно. Если поступать так же, как мы поступаем с системным фитнесом (заманивать, например, в танцы на ощущение тангазма, но требовать года-другого тяжёлой работы просто для того, чтобы дать почувствовать этот тангазм и назвать его этим словом), то заманить не удастся. Просветленцы (и их светские собраться из движения mindfullness) заманивают людей пачками, и как они это делают -- этично? Что сулят? Просветлиться-то хотят многие, и даже заниматься для этого медитациями долго и нудно, но зачем им это просветление?! А вот надо! Хотя реально медитируют отнюдь не все, и это хотя бы чуть-чуть утешает. С интеллектом вроде те же проблемы -- интеллект вообще если бесплатно и быстро, то всем нужен. Если за плату и медленно -- никому, нужны быстрые прикладные знания (это ещё один повод вспомнить про "Скрипку Энгельбарта",
https://ailev.livejournal.com/1158826.html, полезно время от времени перечитывать этот текст, чтобы понимать перспективы любых усилий по усилению человеческого интеллекта. В тексте про усиление интеллекта софтом, а от замены софта обучением ничего по смыслу не меняется!).
А ещё хотел бы напомнить мой текст одиннадцатилетней давности про принципы организации тусовок, раз мы всё чаще и чаще начинаем говорить о культуре и системных уровнях выше прикладного:
https://ailev.livejournal.com/719659.html-- организатор сам должен делать что-то содержательное (а не быть просто организатором)
-- планирование деятельности тусовки идёт в терминах "мероприятий", вся деятельность -- это по факту подготовка мероприятий
-- "мероприятия" идут по законам трагедии (единство места, времени и действия)
-- организационное оформление имеет значение
-- архивы по факту не являются значимыми, они нужны только для ностальгирования (а если архивы важны, то у вас не тусовка, а проектная команда!)
За пару недель у меня была только одна вечеринка: подпольная закрытая мультиданс-вечеринка с разновсякой музыкой, да ещё и с круглым столом (это где все разговаривают за столом, а не танцуют на столе). Вполне себе "мероприятие" в духе предыдущего абзаца. И я там даже подиджеил десять минут - поставил аж три трека бразильской музыки! Последний раз я диджеил, насколько я помню, в середине девяностых в культовом проекте О.Г.И. на Потаповском переулке, а перед этим ещё диджеил в легендарном "Луче", хотя и не тогда, когда он был "Птюч". А сейчас живу от него в 10 минутах хода пешком, но клуба там давно нет. На своей последней дискотеке я сделал программу исключительно босса-новы. Сначала это были медленные спокойные разве что не симфонические босса-новы, потом неотличимые от музака, играющего в нынешних хороших кофейнях (так, "Братья Караваевы" уже пару недель гоняют бразильскую музыку в своих кафе), потом как-то незаметно накал страстей в музыке начинал возрастать, и к полуночи (четыре часа только разных босса-нов!) народ скакал под уже вполне электронные босса-новы так, что разве что на столы не заскакивал! Горжусь этим мероприятием, достойный был конец моей диджейской карьеры. Но вот вчера оказалось, что ещё не конец, и опять вышел с бразильской музыкой. Вот тут подробности мероприятия и те три трека, которые я там ставил:
https://vk.com/wall-179019873_626.
А ещё мы таки развернули в офисе MS 365 Group с MS Teams -- и забавно видеть, как привыкший к чатам люд там делает чат из форума/бесед (каждая тема форума оказывается просто репликой в чате, вместо ответа постят ещё тему, и т.д.). Кроватка когда-то была вытеснена форумами, а теперь мессенджеры вытеснили форумы, и нужно ожидать второго пришествия этих форумов-в-мессенджерах (когда сделают штатные комменты в группах телеги и выделять отдельно тип "форум"? то есть повторят то, что сделано в MS Teams с беседами?). Но это я так, бурчу. Чаты всякие нужны, форумы всякие важны.
Моё отношение к проблемам обнуления короны вирусов хорошо выражено вот в этом тексте:
https://www.facebook.com/podosokorskiy/posts/4057941380890169 UPDATE: обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217926212840998, обсуждение в телеграме, начиная с
https://t.me/systemsthinking_course/9729