Психопрактики движения по спектру формальности мышления

Jan 06, 2019 02:01

Психопрактики осознания-схематизации-формализации и обратные имВозвращаюсь к теме практик осознания-схематизации/концептуализации-формализации и практик рендеринга/порождения как практик прямого и обратного движения по спектру формальности мышления. Это всё реализация программы системной осознанности (Read more... )

Leave a comment

Comments 38

scholarpunk January 5 2019, 23:32:47 UTC
ЗДОРОВЫХ НЕТ!.. Только недообследованные.

Reply


nashev January 6 2019, 01:10:59 UTC
Шикарные перспективы обрисованы!

Reply


piter239 January 6 2019, 20:20:40 UTC
Очень подходящий для даты пост, спасибо!

"никакой духовности" - это хорошо. Оно и правда само приползёт, да так, что мало не покажется никому.

>Хочется уйти и от аспекта терапевтических изменений, но говорить об инженерии психики

а вот тут я бы не торопился, честное слово. Мы же не на пустом месте "строим"!
Изменения ведь будут в любом случае. И сопротивление материала этим изменениям, просто потому что эволюция оптимизировала в первую очередь выживание в текущих условиях, и только потом - способность приспосабливаться к условиям изменяющимся.

Так что выбор будет, на мой взгляд, такой:
- или отбирать кандидатов, уже способных освоить планируемые навыки
- или подбирать для тех кандидатов, "которые сами пришли", способы устранения препятствий, которые конкретно и персонально им мешают

Вот и получатся "терапевтические изменения".

Reply

ailev January 6 2019, 22:12:03 UTC
Тут или признать "здоровых у нас нет", или вообще не говорить о "терапевтических изменениях", а просто говорить об изменениях психики (в том числе привычек, инсталляции разных умений и т.д.). Менять необязательно "терапевтически". Никакой медицинской терминологии, никаких patients ("терпящий страдания" -- так ведь переводится?). Мы не избавляем о страданий, не за этим к нам приходят. Мы учим людей. Если человек не знает математику, он не страдает, его математикой не вылечивают от нематематичности. Вот и мы -- обучаем хорошему вниманию, например, а не вылечиваем от невнимательности.

Это, кстати, подробно обсуждалось ещё в нейролингвистическом программировании: что они не психологией не занимаются, и уж подавно не клинической психологией. Поэтому не лечат, никакой терапии, никаких "терапевтических изменений". Устранение мешающих препятствий в собственной психике для нормального обучения -- это не вылечивание.

Reply

piter239 February 5 2019, 09:06:43 UTC
спасибо, отличный ответ ( ... )

Reply

ailev February 5 2019, 16:44:36 UTC
Вообще-то в теориях человеческой деятельности побуждением к деятельности является всегда дискомфорт, неудобство. Не стремление к счастью (бежать "куда"), а устранение дискомфорта (бежать "откуда"). Это, например, и в мизесовской праксеологии такое. Человек, которого всё устраивает, он бездеятелен,у него всё ОК. Не устраивать может что угодно, например, он может бояться завтрашнего дня, аж зудеть будет -- хотя сегодня у него всё хорошо. И поэтому человек будет дёргаться, устранять этот дискофорт: сегодняшний, завтрашний, мнимый, какой угодно.

Так что форма для устранения дискомфорта не нуждается в каком-то особом названии. Ибо если всё комфортно, то никому ни в чём признаваться себе не нужно, деятельность никакая не нужна, дёргаться не нужно. И не нужно никакого отдельного слова, чтобы называть специально любую деятельность, ибо не бывает, чтобы дискомфорта не было, а деятельность была.

Reply


vvagr January 6 2019, 21:02:27 UTC
Могут ли быть универсальные практики без привязки к предметной области - опять этот сто раз всплывавший вопрос. Можно ли выбрать один набор практик так, чтобы его освоили инженер, дикарь и танцор. А потом продвинулись к формальному концу спектра в своей области - в инженерной интуиции, в джунглях, в танцах.

Reply

ailev January 6 2019, 22:04:25 UTC
Скучный и неинтересный вопрос. Говорят на естественном языке все (и инженеры, и путешествующие в джунглях, и танцоры), чуток лексика может меняться в разных предметных областях. Психопрактики работы с вниманием чувствительны не к предметной области внимания, а к модальностям и направлениям (uptime, downtime) и концентрации-деконцентрации. А уж внимание у тебя к крылу самолёта или руке партнёрши -- это дело десятое. Навык внимания оказывается переносимым (и это все психопрактики подтверждают). Вопрос только в том, чтобы адекватно быстро ему обучать до состояния переносимости. И понимать, что этому мешает, если он не устанавливается ( ... )

Reply


stepanbezusov January 8 2019, 10:30:17 UTC
"какие-то неосознаваемые паттерны поведения/мышления выводятся в осознание, а затем их можно обсуждать, менять, исследовать. Всё остальное оказывается сопутствующим, а вывод в осознание ранее неосознаваемого -- ведущим."

Вроде бы, это переход от понимания к рефлексии, нет?

Reply

ailev January 8 2019, 10:42:00 UTC
Да, можно и так называть. Тут некоторые тонкости в том, что рефлексия обычно относится именно к прошлому в физическом времени, а если речь идёт о практиках и логическом времени (функциональное рассмотрение), то это какого-то названия и не имеет. Часть методов там подразумевает непрерывную работу с несколькими фокусами внимания -- и они работают одновременно, "надзорный" фокус внимания не является рефлексивным в классическом понимании, ибо вся его "рефлексия" в текущем времени, и вполне возможно, даже предсказывающая что-то и вмешивающаяся раньше, а не пост-фактум как в классике. Увы, я не знаю тут хорошего языка -- по-английски ключевым термином обычно тут governance (надзор, но с переводом на русский тут сложности).

Что же касается "понимания", то тут вообще разночтений что это такое -- миллион. В НЛП иногда просто пытаются вызвать чувство понимания, когда никакого понимания нет: просто вытаскивать в текущую непонятную ситуацию ощущение понятности, чтобы было проще жить )))

Reply

stepanbezusov January 8 2019, 16:17:07 UTC
Проспективная рефлексия, вроде, хрестоматийное представление. По крайней мере - для смд-подхода. Основа проектирования/программирования и все такое...

А понимание - это, вроде, по определению, то, в результате чего образуется смысл, нет?

Reply

ailev January 8 2019, 17:38:44 UTC
Но меня волнует не столько СМД-подход, сколько хоть какое-то следование общим определениям. Там рефлексия всегда ретроспективна, в отличие от режимов отслеживания "здесь и сейчас". Для "здесь и сейчас" есть governance ( ... )

Reply


Leave a comment

Up