Психопрактики движения по спектру формальности мышления

Jan 06, 2019 02:01

Психопрактики осознания-схематизации-формализации и обратные имВозвращаюсь к теме практик осознания-схематизации/концептуализации-формализации и практик рендеринга/порождения как практик прямого и обратного движения по спектру формальности мышления. Это всё реализация программы системной осознанности (Read more... )

Leave a comment

stepanbezusov January 8 2019, 10:30:17 UTC
"какие-то неосознаваемые паттерны поведения/мышления выводятся в осознание, а затем их можно обсуждать, менять, исследовать. Всё остальное оказывается сопутствующим, а вывод в осознание ранее неосознаваемого -- ведущим."

Вроде бы, это переход от понимания к рефлексии, нет?

Reply

ailev January 8 2019, 10:42:00 UTC
Да, можно и так называть. Тут некоторые тонкости в том, что рефлексия обычно относится именно к прошлому в физическом времени, а если речь идёт о практиках и логическом времени (функциональное рассмотрение), то это какого-то названия и не имеет. Часть методов там подразумевает непрерывную работу с несколькими фокусами внимания -- и они работают одновременно, "надзорный" фокус внимания не является рефлексивным в классическом понимании, ибо вся его "рефлексия" в текущем времени, и вполне возможно, даже предсказывающая что-то и вмешивающаяся раньше, а не пост-фактум как в классике. Увы, я не знаю тут хорошего языка -- по-английски ключевым термином обычно тут governance (надзор, но с переводом на русский тут сложности).

Что же касается "понимания", то тут вообще разночтений что это такое -- миллион. В НЛП иногда просто пытаются вызвать чувство понимания, когда никакого понимания нет: просто вытаскивать в текущую непонятную ситуацию ощущение понятности, чтобы было проще жить )))

Reply

stepanbezusov January 8 2019, 16:17:07 UTC
Проспективная рефлексия, вроде, хрестоматийное представление. По крайней мере - для смд-подхода. Основа проектирования/программирования и все такое...

А понимание - это, вроде, по определению, то, в результате чего образуется смысл, нет?

Reply

ailev January 8 2019, 17:38:44 UTC
Но меня волнует не столько СМД-подход, сколько хоть какое-то следование общим определениям. Там рефлексия всегда ретроспективна, в отличие от режимов отслеживания "здесь и сейчас". Для "здесь и сейчас" есть governance ( ... )

Reply

stepanbezusov January 8 2019, 17:46:42 UTC
А как отличить понимание_без_смысла от непонимания?

Reply

ailev January 8 2019, 19:46:14 UTC
Я вообще не использую "понимание". Мне его отличать не нужно. У меня ведь конструктивное определение, если приспичит: если смог сделать верное предсказание, то понял. У меня другие категории: объяснения/explanation как нарратива про причинно-следственные связи. Нету "понимания", не нужно. Если для чего-нибудь будет нужно, то я как-то доопределю ( ... )

Reply

stepanbezusov January 8 2019, 20:40:06 UTC
А, извините, я не сразу понял: у Вас не понимание без смысла, у Вас смысл без понимания, так?

Но откуда он берется, смысл, если не из понимания?

Reply

ailev January 8 2019, 21:52:51 UTC
По Витгенштейну. Значения слов определяется их употреблением ( ... )

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 08:02:34 UTC
Но тогда, вроде, получается, что у Вас смысл и значение - синонимы?

И "пространство смыслов" - то же, что "набор значений"?

Reply

ailev January 9 2019, 13:57:17 UTC
Нет, не синонимы. Значения -- это априорные штуки, из модели языка, а смысл -- с учётом конкретной ситуации ситуации, со сдвинутыми уже вероятностями отнесения объекта к области пространства смыслов. Пространство смыслов -- оно непрерывное и многомерное, никакой дискретики типа "набора значений". Нет, на нём с некоторым распределением вероятности задаются некоторые области, соответствующие значениям и области, соответствующие уточнённым в плане вероятности значениям (смыслам). Собственно, пространство смыслов представлено нейросеткой, поэтому дискретные рассуждалки тут не подходят ( ... )

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 15:56:35 UTC
Это - одна из вершин графа, да?
Другая - категориальный интеллект займёт то же место, которое занимает сегодня ньютонова механика, т.е. будет частным случаем.

Но есть еще одна вершина графа: сегодняшняя нейросеть находится не в пост - аристотелевой эпохе, а в до-аристотелевой. И через некоторое время и она дорастет до категориального интеллекта...

Reply

ailev January 9 2019, 18:13:29 UTC
Нет, там другие соотношения. Написано же, что бродим по спектру мышления. При этом категориальный интеллект есть, но категории другие. Другие! Категории теплорода нет, категория спина электрона есть.

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 21:31:00 UTC
Если у Вас спин электрона - категория, то как называется более глубокиая абстракция, к которой спин электрона относится, как конкретизация?

Это я к тому, что в белковом изводе интеллекта было принято считать, что спин электрона - понятие, более конкретное, относительно более абстрактного уровня, категорий: пространство состояний - евклидово пространство.

Reply

ailev January 9 2019, 22:04:03 UTC
Ну, в онтологии было много шуму по поводу того, отличаются ли типы, классы, категории. Нет, не отличаются. Можно ещё как-то выделять классы (в которых индивиды) и классы классов (в которых классы, их ещё классификаторами называют). Но всё это концепты в любом случае. Вот я и говорю про концепты. Всё это концепты разного уровня, и у разных стейкхолдеров разные иерархии этих абстраций, куда входят те или иные концепты ( ... )

Reply

stepanbezusov January 10 2019, 08:31:19 UTC
Тут вот в чём тонкость: уволив кучера я могу попасть в автомобильную эпоху, а могу - в до-гужевую.

Вы говорите об осознании. Это, по определению, перевод в область сознания.
Т.е. - в пространство действия функциональной структуры, состоящей из способностей, да? Понимание - одна из способностей.

Вы говорите: "принцип тут таков, что какие-то неосознаваемые паттерны поведения/мышления выводятся в осознание, а затем их можно обсуждать, менять, исследовать."

Но понимание и есть - способность повторять движением своей мысли/внимания чужой паттерн движения в категориях, классах, индивидах и т.п. (смысл).

Зачем же от него отказываться?
Его, как Вы говорите, надо обсуждать, менять, исследовать.

Reply

ailev January 10 2019, 09:05:09 UTC
Способность повторять движением своей мысли что-то другое (так, чтобы делать достоверные предсказания по поводу этого другого) называется моделированием. Ваше понимание -- это просто моделирование, только каждый раз нужно точно указывать, что именно моделируется (без поэзии "движение чужой мысли", ибо там в этом "движении" и "мысли" много разных объектов моделирования).

Reply


Leave a comment

Up