Психопрактики движения по спектру формальности мышления

Jan 06, 2019 02:01

Психопрактики осознания-схематизации-формализации и обратные имВозвращаюсь к теме практик осознания-схематизации/концептуализации-формализации и практик рендеринга/порождения как практик прямого и обратного движения по спектру формальности мышления. Это всё реализация программы системной осознанности (Read more... )

Leave a comment

ailev January 8 2019, 17:38:44 UTC
Но меня волнует не столько СМД-подход, сколько хоть какое-то следование общим определениям. Там рефлексия всегда ретроспективна, в отличие от режимов отслеживания "здесь и сейчас". Для "здесь и сейчас" есть governance.

"Понимание -- то, в результате чего образуется смысл" это уже после вывода в сознание. У нас есть и бессознательная часть, с которой работаем в коннективистских представлениях. Эта часть не попадает в СМД представления. Но, например, НЛП с этим отлично работает, тщательно отделяя "понимание" от того же "смысла". А дальше есть специфические заморочки, например "значения" (которые не смысл, но тоже находятся в пространстве смыслов). Я на эту тему что-то говорю в книжке "Визуальное мышление" и в многочисленных постах: это связано с тематикой embeddings в глубоком обучении. Увы, вся старая картина мира сейчас плывёт отчаянно, в связи с появлением работающих систем глубокого обучения, которые следуют совсем другим моделям языка, нежели были о нём расхожие представления конца 20 века. И хотелось бы держаться к этим новым теориям поближе, чтобы наши модельки тоже были работоспособны.

Reply

stepanbezusov January 8 2019, 17:46:42 UTC
А как отличить понимание_без_смысла от непонимания?

Reply

ailev January 8 2019, 19:46:14 UTC
Я вообще не использую "понимание". Мне его отличать не нужно. У меня ведь конструктивное определение, если приспичит: если смог сделать верное предсказание, то понял. У меня другие категории: объяснения/explanation как нарратива про причинно-следственные связи. Нету "понимания", не нужно. Если для чего-нибудь будет нужно, то я как-то доопределю.

У меня первичный заход был вот тут: https://ailev.livejournal.com/1417932.html -- и там я говорил, что по одной ветке можно копаться в формализмах и знаниевых/когнитивных-классических представлениях. А по другой ветке нужно ползти во внутренние представления, интуитивность и работу с ней -- в психопрактики. Вот этим текстом и ползу в психопрактики. Теперь нужно поглядеть, что в этих психопрактиках. Если нет там "понимания" (а про НЛП-понимание я уже сказал: оно там определяется как специфическое чувство, что "разобрался", и они рекомендуют его транслировать в ситуации полной неопределённости и непонимания, чтобы снять тревожность), то и нет. И в deep learning они не понимание обсуждают, а совсем другие категории. Мне ж не требуется воспроизводить тут СМД-онтологию и старинные философские заморочки. Есть много вопросов, на которые отвечать не нужно: ответ на них ни на что не повлияет, только время заберёт. Вот когда я встречу практики, где работают именно с пониманием (замеряют, изменяют, употребляют для чего-то и поэтому проверяют наличие и оценивают точность -- что с ним делают-то?), тогда и поговорим. А просто так -- "я не понимаю, зачем понимание" ))) Я ж тут не могу все бытовые слова тут переопределять!

Reply

stepanbezusov January 8 2019, 20:40:06 UTC
А, извините, я не сразу понял: у Вас не понимание без смысла, у Вас смысл без понимания, так?

Но откуда он берется, смысл, если не из понимания?

Reply

ailev January 8 2019, 21:52:51 UTC
По Витгенштейну. Значения слов определяется их употреблением )))

Сегодняшние исследования смысла и значения ведутся на моделях языка типа BERT -- https://arxiv.org/pdf/1810.04805.pdf (там пройдено огромное количество самых разных языковых тестов, показывающих, что нейронная сетка с этой моделью что-то такое поняла про язык -- и на вопросы отвечает, и переводит, и много чего ещё умеет). И никакого "понимания" тут нет, всё в разы более низкоуровнево. Внимание (технически определяемое!) есть, а понимания нет.

Есть множество экспериментальных работ, где нейросетка выучивает язык и использует модель языка ("знание языка") для решения каких-то задач, причём многих типов. Понимание не обсуждается, это никого не волнует. Волнует, например, может ли сетка объяснить, как она решала ту или иную задачу: что там за причинно-следственные связи. А "понимание" -- это никого не волнует, это философы некоторые придумали. Они много чего придумывали, типа "жизненной силы" или "духовности" -- и это оказывается для большинства задач несущественным. Когда будут существенные задачи, подхакают модельку, ответят на вопрос.

Вот мне не требуется, чтобы было "понимание". Мне требуется компетенция в какой-то практике. Я вот и делаю курсы не для "понимания", а для "получения компетенции". А смысл, концепты -- это всё нужно, движение по спектру формальности нужно для мышления. У меня это, повторюсь, более-менее прописано в книжке "Визуальное мышление" (и не всё, что есть в книжке, есть у меня в блоге. Хотя и наоборот тоже верно: не всё, что в блоге есть в книжке).

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 08:02:34 UTC
Но тогда, вроде, получается, что у Вас смысл и значение - синонимы?

И "пространство смыслов" - то же, что "набор значений"?

Reply

ailev January 9 2019, 13:57:17 UTC
Нет, не синонимы. Значения -- это априорные штуки, из модели языка, а смысл -- с учётом конкретной ситуации ситуации, со сдвинутыми уже вероятностями отнесения объекта к области пространства смыслов. Пространство смыслов -- оно непрерывное и многомерное, никакой дискретики типа "набора значений". Нет, на нём с некоторым распределением вероятности задаются некоторые области, соответствующие значениям и области, соответствующие уточнённым в плане вероятности значениям (смыслам). Собственно, пространство смыслов представлено нейросеткой, поэтому дискретные рассуждалки тут не подходят.

Повторюсь: чуть более подробно и развёрнуто можно почитать в книге "Визуальное мышление", хотя я и в блоге у себя писал это неоднократно. Но в книжке чуть более последовательно изложил.

Жизнь поменялась, и сильно -- буквально за последние пятнадцать лет. Ибо до этого про байесовщину мало кто знал, и про контрфактуальность и объяснения (вместо понимания) мало кто слышал, кроме самых махровых спецов, и геометрический (непрерывный), а не алгебраический (дискретный) мозг был тоже только в спецразговорах. А теперь а) всё это склеилось, наконец, в какую-то общую парадигму и б) инженеры на базе этой парадигмы начали получать превосходные результаты в области искусственного интеллекта. Это оказалось state-of-the-art. А предыдущие категориальные конструкции -- ну, к ним относятся как к теории флогистона. Бывший state-of-the-art, вымрет с его носителями.

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 15:56:35 UTC
Это - одна из вершин графа, да?
Другая - категориальный интеллект займёт то же место, которое занимает сегодня ньютонова механика, т.е. будет частным случаем.

Но есть еще одна вершина графа: сегодняшняя нейросеть находится не в пост - аристотелевой эпохе, а в до-аристотелевой. И через некоторое время и она дорастет до категориального интеллекта...

Reply

ailev January 9 2019, 18:13:29 UTC
Нет, там другие соотношения. Написано же, что бродим по спектру мышления. При этом категориальный интеллект есть, но категории другие. Другие! Категории теплорода нет, категория спина электрона есть.

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 21:31:00 UTC
Если у Вас спин электрона - категория, то как называется более глубокиая абстракция, к которой спин электрона относится, как конкретизация?

Это я к тому, что в белковом изводе интеллекта было принято считать, что спин электрона - понятие, более конкретное, относительно более абстрактного уровня, категорий: пространство состояний - евклидово пространство.

Reply

ailev January 9 2019, 22:04:03 UTC
Ну, в онтологии было много шуму по поводу того, отличаются ли типы, классы, категории. Нет, не отличаются. Можно ещё как-то выделять классы (в которых индивиды) и классы классов (в которых классы, их ещё классификаторами называют). Но всё это концепты в любом случае. Вот я и говорю про концепты. Всё это концепты разного уровня, и у разных стейкхолдеров разные иерархии этих абстраций, куда входят те или иные концепты.

Ну, и пространство состояний совсем необязательно евклидово. И расстояния там не обязательно евклидовы, а мера близости точек в нём чаще всего выбирается косинусная. Это неважно, как устроено: опыт показывает, что работает очень по-разному устроенные пространства и с очень разной размерностью. Ужас там в том, что смысл оказывается частичный есть и у букв отдельных, и у слов, и у фраз, и у целых документов.

Мой пойнт простой, я его пытаюсь донести: мой рассказ не требует концепта "понимание". В бытовом смысле -- ради бога. Но для работы -- нет. Мой сын когда говорит "я понял", я ему всегда отвечаю -- это он сам не имеет право говорить, это ему может кто-нибудь сказать, что он что-то понял. А сам -- не может. И это только одна из многих произвольных трактовок "понимания".

Жизнь поменялась, старые слова, старые наборы категорий не служат новой науке. Можно тут долго переживать, а можно просто пойти дальше. Перестали пользоваться концептом/понятием/смыслом флогистона, и ладненько. Оставили это истории. Перестали обсуждать "понимание" -- и хорошо, обсуждаем другое, оказавшееся более полезным в моделировании мира. Вот "объяснения", "схемы причинности" и всякое такое -- вот это оказалось важно, с этим нужно подробней разбираться.

Reply

stepanbezusov January 10 2019, 08:31:19 UTC
Тут вот в чём тонкость: уволив кучера я могу попасть в автомобильную эпоху, а могу - в до-гужевую.

Вы говорите об осознании. Это, по определению, перевод в область сознания.
Т.е. - в пространство действия функциональной структуры, состоящей из способностей, да? Понимание - одна из способностей.

Вы говорите: "принцип тут таков, что какие-то неосознаваемые паттерны поведения/мышления выводятся в осознание, а затем их можно обсуждать, менять, исследовать."

Но понимание и есть - способность повторять движением своей мысли/внимания чужой паттерн движения в категориях, классах, индивидах и т.п. (смысл).

Зачем же от него отказываться?
Его, как Вы говорите, надо обсуждать, менять, исследовать.

Reply

ailev January 10 2019, 09:05:09 UTC
Способность повторять движением своей мысли что-то другое (так, чтобы делать достоверные предсказания по поводу этого другого) называется моделированием. Ваше понимание -- это просто моделирование, только каждый раз нужно точно указывать, что именно моделируется (без поэзии "движение чужой мысли", ибо там в этом "движении" и "мысли" много разных объектов моделирования).

Reply

ext_4925470 January 9 2019, 19:02:10 UTC
То, о чем Вы пишите созвучно с концепциями Полани, "Личностное знание" которого я сейчас штудирую. Он указывает на то, что открытия в науке совершаются не столько с помощью логических операций с категориями как пишут в учебниках, а руководствуясь некими интуициями вроде красоты или симметричности итп. Которые, как раз и являются личностными(в левой части спектра).

Наверно интересно его идеи будет пересмотреть, пользуясь современными представлениями...

Reply


Leave a comment

Up