Психопрактики движения по спектру формальности мышления

Jan 06, 2019 02:01

Психопрактики осознания-схематизации-формализации и обратные имВозвращаюсь к теме практик осознания-схематизации/концептуализации-формализации и практик рендеринга/порождения как практик прямого и обратного движения по спектру формальности мышления. Это всё реализация программы системной осознанности (Read more... )

Leave a comment

ailev January 8 2019, 21:52:51 UTC
По Витгенштейну. Значения слов определяется их употреблением )))

Сегодняшние исследования смысла и значения ведутся на моделях языка типа BERT -- https://arxiv.org/pdf/1810.04805.pdf (там пройдено огромное количество самых разных языковых тестов, показывающих, что нейронная сетка с этой моделью что-то такое поняла про язык -- и на вопросы отвечает, и переводит, и много чего ещё умеет). И никакого "понимания" тут нет, всё в разы более низкоуровнево. Внимание (технически определяемое!) есть, а понимания нет.

Есть множество экспериментальных работ, где нейросетка выучивает язык и использует модель языка ("знание языка") для решения каких-то задач, причём многих типов. Понимание не обсуждается, это никого не волнует. Волнует, например, может ли сетка объяснить, как она решала ту или иную задачу: что там за причинно-следственные связи. А "понимание" -- это никого не волнует, это философы некоторые придумали. Они много чего придумывали, типа "жизненной силы" или "духовности" -- и это оказывается для большинства задач несущественным. Когда будут существенные задачи, подхакают модельку, ответят на вопрос.

Вот мне не требуется, чтобы было "понимание". Мне требуется компетенция в какой-то практике. Я вот и делаю курсы не для "понимания", а для "получения компетенции". А смысл, концепты -- это всё нужно, движение по спектру формальности нужно для мышления. У меня это, повторюсь, более-менее прописано в книжке "Визуальное мышление" (и не всё, что есть в книжке, есть у меня в блоге. Хотя и наоборот тоже верно: не всё, что в блоге есть в книжке).

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 08:02:34 UTC
Но тогда, вроде, получается, что у Вас смысл и значение - синонимы?

И "пространство смыслов" - то же, что "набор значений"?

Reply

ailev January 9 2019, 13:57:17 UTC
Нет, не синонимы. Значения -- это априорные штуки, из модели языка, а смысл -- с учётом конкретной ситуации ситуации, со сдвинутыми уже вероятностями отнесения объекта к области пространства смыслов. Пространство смыслов -- оно непрерывное и многомерное, никакой дискретики типа "набора значений". Нет, на нём с некоторым распределением вероятности задаются некоторые области, соответствующие значениям и области, соответствующие уточнённым в плане вероятности значениям (смыслам). Собственно, пространство смыслов представлено нейросеткой, поэтому дискретные рассуждалки тут не подходят.

Повторюсь: чуть более подробно и развёрнуто можно почитать в книге "Визуальное мышление", хотя я и в блоге у себя писал это неоднократно. Но в книжке чуть более последовательно изложил.

Жизнь поменялась, и сильно -- буквально за последние пятнадцать лет. Ибо до этого про байесовщину мало кто знал, и про контрфактуальность и объяснения (вместо понимания) мало кто слышал, кроме самых махровых спецов, и геометрический (непрерывный), а не алгебраический (дискретный) мозг был тоже только в спецразговорах. А теперь а) всё это склеилось, наконец, в какую-то общую парадигму и б) инженеры на базе этой парадигмы начали получать превосходные результаты в области искусственного интеллекта. Это оказалось state-of-the-art. А предыдущие категориальные конструкции -- ну, к ним относятся как к теории флогистона. Бывший state-of-the-art, вымрет с его носителями.

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 15:56:35 UTC
Это - одна из вершин графа, да?
Другая - категориальный интеллект займёт то же место, которое занимает сегодня ньютонова механика, т.е. будет частным случаем.

Но есть еще одна вершина графа: сегодняшняя нейросеть находится не в пост - аристотелевой эпохе, а в до-аристотелевой. И через некоторое время и она дорастет до категориального интеллекта...

Reply

ailev January 9 2019, 18:13:29 UTC
Нет, там другие соотношения. Написано же, что бродим по спектру мышления. При этом категориальный интеллект есть, но категории другие. Другие! Категории теплорода нет, категория спина электрона есть.

Reply

stepanbezusov January 9 2019, 21:31:00 UTC
Если у Вас спин электрона - категория, то как называется более глубокиая абстракция, к которой спин электрона относится, как конкретизация?

Это я к тому, что в белковом изводе интеллекта было принято считать, что спин электрона - понятие, более конкретное, относительно более абстрактного уровня, категорий: пространство состояний - евклидово пространство.

Reply

ailev January 9 2019, 22:04:03 UTC
Ну, в онтологии было много шуму по поводу того, отличаются ли типы, классы, категории. Нет, не отличаются. Можно ещё как-то выделять классы (в которых индивиды) и классы классов (в которых классы, их ещё классификаторами называют). Но всё это концепты в любом случае. Вот я и говорю про концепты. Всё это концепты разного уровня, и у разных стейкхолдеров разные иерархии этих абстраций, куда входят те или иные концепты.

Ну, и пространство состояний совсем необязательно евклидово. И расстояния там не обязательно евклидовы, а мера близости точек в нём чаще всего выбирается косинусная. Это неважно, как устроено: опыт показывает, что работает очень по-разному устроенные пространства и с очень разной размерностью. Ужас там в том, что смысл оказывается частичный есть и у букв отдельных, и у слов, и у фраз, и у целых документов.

Мой пойнт простой, я его пытаюсь донести: мой рассказ не требует концепта "понимание". В бытовом смысле -- ради бога. Но для работы -- нет. Мой сын когда говорит "я понял", я ему всегда отвечаю -- это он сам не имеет право говорить, это ему может кто-нибудь сказать, что он что-то понял. А сам -- не может. И это только одна из многих произвольных трактовок "понимания".

Жизнь поменялась, старые слова, старые наборы категорий не служат новой науке. Можно тут долго переживать, а можно просто пойти дальше. Перестали пользоваться концептом/понятием/смыслом флогистона, и ладненько. Оставили это истории. Перестали обсуждать "понимание" -- и хорошо, обсуждаем другое, оказавшееся более полезным в моделировании мира. Вот "объяснения", "схемы причинности" и всякое такое -- вот это оказалось важно, с этим нужно подробней разбираться.

Reply

stepanbezusov January 10 2019, 08:31:19 UTC
Тут вот в чём тонкость: уволив кучера я могу попасть в автомобильную эпоху, а могу - в до-гужевую.

Вы говорите об осознании. Это, по определению, перевод в область сознания.
Т.е. - в пространство действия функциональной структуры, состоящей из способностей, да? Понимание - одна из способностей.

Вы говорите: "принцип тут таков, что какие-то неосознаваемые паттерны поведения/мышления выводятся в осознание, а затем их можно обсуждать, менять, исследовать."

Но понимание и есть - способность повторять движением своей мысли/внимания чужой паттерн движения в категориях, классах, индивидах и т.п. (смысл).

Зачем же от него отказываться?
Его, как Вы говорите, надо обсуждать, менять, исследовать.

Reply

ailev January 10 2019, 09:05:09 UTC
Способность повторять движением своей мысли что-то другое (так, чтобы делать достоверные предсказания по поводу этого другого) называется моделированием. Ваше понимание -- это просто моделирование, только каждый раз нужно точно указывать, что именно моделируется (без поэзии "движение чужой мысли", ибо там в этом "движении" и "мысли" много разных объектов моделирования).

Reply


Leave a comment

Up