Психопрактики осознания-схематизации-формализации и обратные имВозвращаюсь к теме практик осознания-схематизации/концептуализации-формализации и практик рендеринга/порождения как практик прямого и обратного движения по спектру формальности мышления. Это всё реализация программы системной осознанности (
Read more... )
Я аж на пару недель задумался.
Ведь и правда, можно так думать(говорить) - "Устранение препятствий".
Но есть некоторые подробности.
Препятствия эти в собственной психике систематически воспринимаются человеком как дискомфорт, прямо по спискам:
- в телесной сфере: давит, режет, жмёт, тянет, распирает, сжимает, жжёт итд
- в эмоциональной сфере : страх, злость, вина, стыд, обида, грусть, одиночество, печаль итд
И если обращать на это внимание (а это совершенно необходимо, чтобы устранить препятствие), то обучаемый будет - что? - испытывать дискомфорт. И порой довольно сильный, прямо до слёз (и это полезно).
А какие у нас в культуре есть отработанные формы взаимодействия, в которых приемлемо плакать или просто признавать "вот тут у меня сильный дискомфорт, прямо болит!" ?
Вот и получается, что для устранения препятствий в психике придётся как-то вырабатывать формы, в которых здоровый человек может себе позволить признаться в дискомфорте.
Пока что такая форма называется "терапия". Впрочем, мне это слово тоже давно и активно не нравится - вот например https://vk.com/topic-146482798_35585715
Reply
Так что форма для устранения дискомфорта не нуждается в каком-то особом названии. Ибо если всё комфортно, то никому ни в чём признаваться себе не нужно, деятельность никакая не нужна, дёргаться не нужно. И не нужно никакого отдельного слова, чтобы называть специально любую деятельность, ибо не бывает, чтобы дискомфорта не было, а деятельность была.
Reply
> Вообще-то в теориях человеческой деятельности побуждением к деятельности является всегда дискомфорт, неудобство.
...
>Так что форма для устранения дискомфорта не нуждается в каком-то особом названии
Получается идея "нам не нужно вообще никаких специальных слов дня различных видов деятельности"
Не думаю, что разговоры об "инженерии психики" без учёта различных видов и степеней дискомфорта носителя этой самой психики будут эффективны.
И это радикально отличает инженерию психики от инженерии софта, например.
А происхождение дискомфорта и способы его устранения на практике бывают ОЧЕНЬ различные, и одной ссылкой на теории человеческой деятельности тут явно не обойтись.
Reply
Reply
По личному опыту работы (в первую очередь с собой, но последние несколько лет и с людьми по их совершенно конкретным запросам, за деньги)) - ОЧЕНЬ отличаются ситуации
а) не владею дифференциальным исчислением, начинаю заниматься по общей программе и постепенно осваиваю
б) не владею дифференциальным исчислением, начинаю заниматься по общей программе, сталкиваюсь с "эмоционально-психологическим блоком", и при том же затраченном времени получаю не результаты, а разнообразный дискомфорт, разочарование, депрессию итп.
(вместо дифференциального исчисления может быть любой навык)
Исключительно важный момент - вокруг такого "эмоционально-психологического блока" обычно хорошо заметны искажения логики, связности мышления, рефлексии. В смысле - заметны со стороны. Самому носителю психики они как-раз незаметны, разумеется.
И тут - явно "особенная ситуация" в смысле стейкхолдеров и инженерного подхода:
имеем дело с самопринадлежным человеком, который в своей психике замечает ... препятствие для реализации задуманного изменения, но вот подробность - замечает он его больше косвенно, по последствиям, и всегда задним числом, не в моменте. Потому что это препятствие - часть его собственного устройства, способа функционирования.
И чтобы это препятствие устранить, приходится делать специальные, контр-интуитивные усилия. Навскидку формулируя (а я всё хочу это сделать тщательно, но пока не понимаю точно, как подступиться) - "автомобиль на ходу открыл свой капот и начал переборку двигателя, не глуша его".
Правильно ли будет не считать такую ситуацию особенной, отличной от "автомобиль движется штатно по намеченному маршруту"?
Мне видится, что разница существенна.
С учётом эмоций, которые обычно возникают вокруг подобных ситуаций, в голову приходят следующие культурные формы:
1) исповедь - верующий человек обращается к своему богу (через представителя), сообщает ситуации и свои реакции, которые вызывают дискомфорт, и получает указания по изменению себя (молитва, пост, жертвы итп)
2) психотерапия всех изводов - в принципе, всё то же самое, только указания бывают более (или менее) приводящими к желаемым изменениям
3) коучинг, консультирование и другие названия, задача которых отстроиться от "лечения больных" и перейти к "обучению здоровых"
Мой пойнт был исходно именно в этой (кажущейся мне существенной) подробности:
наличие "эмоционально-психологических блоков"/"психотравм"/"иррациональных зон" существенно изменяет ситуацию с точки зрения самого носителя психики и требует специальных практик, контр-интуитивных усилий и, зачастую, помощи специалистов, которые не нужны в случае отсутствия таковых "блоков".
Reply
Reply
>>За таким к психологам не бегают, так же как к расплакавшемуся в детском садике ребёнку не вызывают психолога, не трактуют эту ситуацию как "подлежащую терапии".
>>Маленького ребёнка утешают, взрослого могут подбодрить или подсказать что-нибудь -- это всё будет работать с психикой (всё работает с психикой), но это не "врачебное вмешательство".
>> Не требует серьёзной переборки мозга, метафора с переборкой двигателя, не глуша его неверна."
да, я услышал Вашу позицию. Она не совпадает с моим опытом.
Когда я встречаюсь с этой позицией, я чаще всего вспоминаю: "Если у человека никогда в жизни не болел зуб, он вряд ли сможет понять того, у кого зуб болит".
Приведу пример:
https://shkrobius.livejournal.com/623489.html
ЦИТАТА
Однажды в середине 1990-х я сидел в соседнем кресле с будущим нобелевским лауреатом по физике (Барри Баpриш) на факультетском семинаре. Это был ознакомительный - проходной - семинар, на котором Барриш делал стандартную презентацию о LIGO, которую он делал до этого десятки раз; Барриш тогда уже несколько лет был директором проекта. Ничего не зависело от того семинара, и аудитория была самая доброжелательная.
На Барриша было жалко смотреть, он мандражировал. С него градом тек пот, он был бледен как мел, болезнено бледен, у него тряслись руки, он хлебал воду из бумажного стакана, все время смотрел на часы, перед выступлением он проглотил какие-то таблетки (Барриш уже был в изрядном возрасте). После выступления все это прошло.
Я читал про stage fright, но никогда не видел вблизи столь сильной реакции, тем более, по такому ничтожному поводу; мне не приходило в голову, что таким недугом может страдать Барри Барриш, чья основная деятельность заключалась в том, чтобы представлять разнообразные проекты перед аудиториями и комиссиями, отнюдь не всегда благосклонными. Можно было представить, какой мукой для него была подобная деятельность. Говорят, это невозможно контролировать.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Судя по всему, утешения, подсказки и подбадривания в этом случае не сработали.
Более того - некоторые считают, что это "невозможно контролировать".
Моё предположение - именно потому, что в этом случае переборка _представления о себе_ таки требуется, и делать это нужно именно на ходу.
(подробнее https://shkrobius.livejournal.com/623489.html?thread=12457601)
Так что между "больным", которому нужен терапевт, и "недоучкой", которому нужен хороший учитель, лидер, тутор, всё-таки бывает полезно выделять "человек с иррациональной зоной, мешающей ему эффективно делать то, что он хочет".
Я охотно верю, что это не слишком частая ситуация. Но она - бывает
Reply
Reply
Я правильно Вас понял - любую "фобию неважно чего" Вы можете "разгрести за 5 минут"?
Инженерными способами, без учёта уникальной истории владельца психики?
Где-то была иллюстрация такого подхода - да вот она: https://youtu.be/Ow0lr63y4Mw
На словах и Бэндлер с Гриндером учили "типовому методу убирания фобии", да вот только с результатами у их учеников - как-то пожиже.
Мой пойнт по прежнему: инженерный подход к психике принципиально ограничен тем, что объект изменения - живой, причём к тому же ещё и активный и самосознающий участник процесса.
"Терапия" делает акцент на "болезни" и маркирует более пассивную роль "пациента".
Но "инженерия" чаще подразумевает ещё большую пассивность объекта изменения, ещё более "страдательный залог".
Вся эта ветка началась и продолжается для меня с точки зрения учёта уникальности работы с психикой как саморегулируемой и самоорганизующейся системы.
Она (психика) ведь в рамках этой самоорганизации динамически поддерживает привычные способы реагирования, то есть "сопротивляется изменениям". (И чаще всего это хорошо, целее будет)
Поэтому я и делаю акцент на работе с представлением о себе. Кто там работает с представлением о себе? Всегда ли "он" может совмещать эту работу с текущей деятельностью?
Опыт показывает - далеко не всегда. И между больными с диагнозом и успешными обладателями любого конкретного навыка есть широкий спектр "психологических препятствий".
Reply
Когда говорим о психопрактиках, ежели что не так с психикой -- то я даже разбираться не буду, что там не так: к доктору, терапевту. И психолог он, или клинический психолог, или психиатр, и назначит ли он какие-то таблетки или разгребёт проблему без таблеток -- это врачебные компетенции, другой системный уровень.
Если это не патология, то отправлять к другому спецу не будем, а как-нибудь сами справимся. Вы тут про патологии говорите, это к доктору (буквально).
Насчёт разгребания фобий отцами-основателями НЛП, так у них на эту тему много книжек написано. И они проблемами фобий занимались специально. А вот их ученики не только фобиями занимались, и учеников у них много странных было (были ученики, которые практиковали совсем не НЛП). И про деятельность учеников мы сильно поменьше знаем, но я не слышал, чтобы они с фобиями как-то плохо обходились, или успехи у них были терапевтические поменьше, чем у Гриндера и Бэндлера. Пиар поменьше, а с результатами там все нормально обычно, насколько я знаю.
Так что вы настаиваете, что "с нами должен быть врач", я не возражаю. Но это не ко мне, и не с нами должен быть врач, а он должен быть в медпункте. С вашими "психологическими препятствиями" -- ещё поразбираться нужно, к психотерапевту или психиатру. А если это не такие уж большие препятствия, то как с обычной царапиной -- ранку полижем и в медпункт не пойдём, иммунитет справится. А если сильно поранились -- сходим таки к доктору (а он или мазью помажет, или к хирургу отправит). Вот ничем не отличается с психикой: или сами справимся (и мы с этим будем работать), или к психотерапевту, чтобы в чувство привёл, а психотерапевт может и к психиатру направить, и тот каликов пропишет, а не разговоры будет разговаривать.
Reply
Leave a comment