пятерка российских недавних фильмов.
все неплохо оценены критикой, в каждом есть интересные актеры, как минимум 4 режиссера из пяти достаточно известны.
не могу сказать, что все однозначно понравились - но в каждом что-то есть. для любителей. то есть это по большей части артхаус или, скажем так, фестивальное.
от начала к концу выстроено по улучшению - на мой субъективный взгляд.
Год рождения
2023, режиссер Михаил Местецкий
конец прошлого века. вымышленный рабочий городок потрясают мощные аккорды панк-группы Яичный свет. ее лидер (Юра Борисов под неблагозвучным прозвищем) делает с собой нечто шокирующее, но чудесным образом его чинят. впрочем, ненадолго.
наши дни. в депрессивном Металлогорске остался один активный фанат группы, он же сын одного из музыкантов - Филипп (Эльдар Калимулин). девушку Марину (Анастасия Талызина), зашедшую в квартиру-музей, он быстро полюбляет и обольщает - с закономерными последствиями. удивительно, что его не убивает немедленно папа Марины, авторитетный мясник, но даже как-то пытается способствовать процветанию парочки.
и творится тут нечто странное, все держится на мечтах, иначе тут можно сдохнуть (таков слоган и мораль).
правда, мечты не всегда совпадают, но любовь как-то все выравнивает и исправляет (не верю в данном случае).
однажды возлюбив "
Тряпичный союз" данного режиссера, очень хотела от него еще чего-нибудь этакого. когда вышел этот фильм, почитала про него и усомнилась. и не сразу решилась посмотреть.
может, ожидания все портят, но тех восторгов уже нет.
актеры молодцы, все что надо отыгрывают отлично. но вот сама история - беда не в том, что она сюрреалистична. она какая-то мутная и неубедительная даже при принятии абсурдности. она не захватывает, она поверхностна и искусственна.
когда фильм нравится, объяснять себе причины не хочется, а иногда невозможно. это может быть скрытая от глаз химическая реакция.
когда не нравится, вроде как-то пытаешься понять, но понимаешь главное: реакции не случилось. а для глаз тут много неприятного.
Разжимая кулаки
2020, режиссер Кира Коваленко
(сценарий Кира Коваленко, Антон Яруш, Любовь Мульменко)
юная осетинка Ада живет в маленьком душном Мизуре с отцом и братом. еще один брат, постарше, уехал в Ростов и там зарабатывает чем может. Ада мечтает, что отец отпустит ее туда с Акимом, и жизнь переменится.
сначала сложно понять, что все-таки с ней не так. носит памперсы, "ты станешь целой", "зажило то что расковыряли" - воображение рисует какие-то традиционные зверства, которые могли с ней сотворить. на самом деле не совсем так, но зверство, да. о чем она буднично сообщит приятелю, ухлестывающему за ней.
Ада не производит впечатления забитой и зашуганной, но и смелой-свободной так просто ей не стать.
и вот те ограничения, которые выстраивает вокруг нее среда и семья, подталкивают ее порой к странным поступкам, такой маленький протест внутри себя.
так близко от нас все эти вещи находятся - патриархальные традиции, чужая религия, угнетение женщин - все в общем всем примерно знакомо, но в фильме, при всей узнаваемости, выделены какие-то иные акценты.
и в финале мы выдыхаем, но безрадостно, без облегчения.
ничего не переменится.
какой-то антироccийский перевертыш - разговаривают не по-русски, а песни на дискотеке звучат на русском. все наоборот.
большинство актеров непрофессионалы, за исключением актера, играющего отца - филигранно.
а Милана Агузарова дебютантка, но выпускница актерского факультета. среда, в которой она росла, помогла ей очень естественно сыграть свою роль.
фильм был высоко оценен на Каннском фестивале.
режиссер - ученица Сокурова, который уделяет особое внимание северо-кавказскому региону.
брала по списку работ Мульменко. в общем понравилось, но как у нее бывает - жизненно, то есть не всегда оптимистично, а тут сама реальность не обещает ничего лучшего.
Я свободен
2019, режиссер Илья Северов
с Артемом приключается нечто трагичное, и он отправлен в лагерь, где живут несколько подростков, в основном с проблемами. что за заведение - не растолковано, собственно, в фильме много таких условностей и данностей. но начальник тут - как бы его отчим.
Артем не разговаривает, если очень надо - кивнет.
и боится воды.
тем не менее в компанию его, хоть и со скрипом, приняли.
здесь есть слепая девочка, которая красиво танцует; детдомовка, подруга местного мажора; парень, явно отстающий в развитии, добрый и чудаковатый... по вечерам они беседуют у костра, откровенничая и передавая друг другу свечку.
однажды Артем знакомится с парнишкой помладше, колясочником. помогает ему строить дельтаплан, не пренебрегая не слишком законными методами добычи нужных деталей.
а нам параллельно показывают, что же произошло с парнем до этого лагеря. тоже, надо сказать, мутноватая история.
фильм снят с претензией на несколько притчевое подростковое артхаусное кино. есть удачные и красивые моменты. есть Глеб Калюжный, ради которого я взяла фильм (он был ночью по тв, но я хотела спать и решила скачать). и даже пара песен в его исполнении.
но вот этот приемчик, на котором построена линия с инвалидом, как-то мне уже поднадоел. а если к этому не приматываться - то будет сносное кино, фестивального типа, про трудные годы взросления и примирения с такой сложной жизнью. немножко травли, немножко обманов, немножко любовного соперничества, сколько-то несчастий. чуточку наивно и ученически, но годное в целом.
(в скобках отмечу, что из любви к Калюжному посмотрела еще "14+ Продолжение" - и отдельно писать о нем не захотела, это какой-то ужас. кто его хочет - на ваш страх и риск. если осилите или уже смотрели, поделитесь впечатлением)
Отпуск в октябре
2023, режиссер Роман Михайлов
две молоденькие актрисы без особо успешного опыта узнают о кастинге, в результате которого можно завербоваться в Болливуд, русских там якобы приветствуют, заработок неплохой, и отзывы оттуда вполне благоприятные.
Лена, получившая эту информацию от знакомых, уговаривает Свету (Мария Мацель - если помните, "
Черное облако"), и та сильно сомневается, но в итоге на странную работу попадает именно Света. потому что путь к успеху выглядел чрезвычайно странно и подозрительно, и не каждый долетел до середины пути.
фильм на первый взгляд довольно странный. нет, смотрится он достаточно легко и нескучно, но не сразу понимаешь, куда клонит автор, да и к концу можно не понять.
но по пути к этому самому концу нам показывают довольно интересные эпизоды, немного хаотичные, чего там только нет. съемки, которые могут отменить при неблагоприятном расположении звезд. показы старого советского кино, сцены из которого по жребию разыгрывают артисты-статисты. несколько пугающий город, в котором без собаки не рекомендуется выходить на улицу (снимали в Петрозаводске). множество встреч и знакомств, кто-то исчезает, кто-то появляется.
и чем дальше, тем больше ощущаешь, что жизнь героини и реальность - две пересекающиеся, но не очень совпадающие области. но только ли ее жизнь?
по окончании меня накрыло ощущение, что это напоминает Малхолланд драйв. и я удивилась, заглянув в википедию, что не меня одну. при этом нет заимствований, каких-то очевидных ассоциаций, есть просто схожие ощущения.
я не смотрела больше ничего у этого режиссера. почитала про него. это какой-то человек-оркестр (не в музыкальном смысле). он профессор-математик-доктор наук по всяким мудреным алгебрам с кучей работ и заслуг; он писатель, сценарист, режиссер и артист - множество театральных постановок за 15 лет и 7 фильмов за три года.
у него своя плеяда любимых актеров, которые и в этом фильме есть. Федор Лавров, Юлия Марченко, Евгений Ткачук и другие.
не то чтобы я бросилась смотреть всю его фильмографию немедленно - но я его запомнила и, может быть, продолжу знакомство. это явно неординарная личность.
Человек из Подольска
2020, режиссер Семен Серзин
- ты что думаешь, менты - это такие тупые твари, которые умеют только бить, пытать, брать взятки и наркоту подкидывать?
- нет, нет, я…
- ну, в принципе, ты прав. так и есть.
Николай (Вадик Королев), работающий в Москве редактором районной газетенки, возвращается с работы домой в Подольск. в метро его грабит цыганка, и едва он это обнаруживает, его бросает девушка, но это не все - его задерживает полиция, практически без объяснений. он вынужден следовать за отобранным паспортом в участок, где начинается странное. причин ему так и не сообщают, зато задают странные вопросы о цвете стен в его подъезде, заставляют разучивать какие-то телодвижения и звукосочетания... и Коля, поняв, что так просто он не выкрутится, покорно делает все что скажут.
то, что зрителя ждет нечто абсурдное, ясно уже по фамилии режиссера, ибо "Петрова в гриппе" сыграл именно он. но это весьма складный абсурд, который внутри себя очень логичен. мне почему-то вспомнилась Улитка на склоне, где все что-то делают усердно и уверены, что это нужное и полезное дело, только никому не понятно, почему и зачем. в данном случае оказывается, что "почему и зачем" существуют, это прямо очень важное дело. и даже прописанное в обязанностях полиции.
финал даже показался немного лишним - я бы, пожалуй, закончила чуточку пораньше.
но все равно - кино смешное и дурацкое, все эти танцы с бубнами и песни с ментами меня очень порадовали.
отличные актеры, особенно основной мент, который больше всего занимался Николаем - Владимир Майзингер.
Исакова в общем-то ничего нового не показала, но ее "добрая полицейская" очень украсила сюжет.
фильм снят по пьесе Дмитрия Данилова, и это заметно - локаций минимум, времени тоже, но скучно не было ничуть.
а Вадика я заценила еще в фильме "
Фрау" и с тех пор с удовольствием слушаю его песни.
если кто не слышал - группа OQJAV. немножко напоминает Ундервуд, но менее сатирично и более лирично.