три новых российских сериала.
психологический триллер и две комедии - грустная и киберпанковая.
мне все три понравились - но по-разному.
Черное облако
2024, 1 сезон, 8 серий
режиссёр Карен Оганесян
студентка Оля - сложная натура. ее мама известная видеоблогерша, ее скандальные интервью с женщинами популярны. ее подруга Алина дорого продается, цинична, беспринципна. Олин отец бросил семью, когда девочка была малюткой, а теперь решил наладить теплые отношения. Оля ходит к психотерапевту, которого оплачивает отец, и рассказывает, как ей хочется, чтоб все умерли - престарелая преподавательница, кое-кто из родственников, друзей. причины в принципе прозрачны, но не так же чтоб сразу.
для начала умирает старушка...
полиция заводит расследование и ничего толком не может понять. полиция - это оперы Оксана и Юра, они дружат и взаимодействуют по работе.
никаких объяснений всего, что происходит, кроме мистических, не напрашивается. но эти двое реалисты, они не Скалли с Малдером, они очень стараются, но высшие следственные органы почему-то хотят разобраться без них.
очень круто сделанный сериал. безупречны игра почти всех актеров, темп, интрига, оформление (начальные титры шикарны!), сценарий. и Питер с его задворками.
молодежь для меня малознакомая - Мария Мацель, Павел Чернышов, Ангелина Пахомова, и все очень неплохи.
а вот старший каст - это Толстоганова, Колокольников, Филипп Янковский, Камынина, Гришковец, Алексей Розин и интересная, не сразу узнанная Марьяна Спивак, перетянувшая к концу на себя все одеяло.
разгадка, конечно, очень интриговала, и у меня в итоге было некоторое ощущение недостатка убедительности (или я придираюсь). но сыграно это отлично, и офигеть в конце одной из последних серий получилось. оторваться в любом случае было непросто, я посмотрела за три дня, и то приходилось волевым решением выключать.
Ира
2023, 1 сезон, 10 коротких серий
режиссер Алим Бесчоков
девушка Ира живет со сценаристом мыльных опер, работает в МФЦ и ненавидит все вокруг. работу, клиентов, мамашу... вот выпить и оторваться любит. ну и подставить кого-нибудь. но она не подлая и не злая, просто не слишком задумывается о последствиях.
в тот промежуток, когда один парень ушел, а другой разово пришел, она беременеет. и что удивительно - самостоятельно принимает решение, которое вовсе не облегчает ей жизнь.
и решает воспользоваться этим, ну или попользоваться. все-таки разнообразие.
не похоже, что в сериале есть сюжет. есть кусок хроники, есть вроде как завязка, а дальше просто равномерное повествование о жизни Иры, без развития, нагнетания, твистов (кроме одного, ничего не меняющего, ибо не успевает), Ира собственно просто живет.
это называется грустной комедией, и мне нечего возразить.
но Ингрид Олеринская тащит все на себе. она отлично играет (мы это знаем по
Неадекватным людям) достаточно приземленную, не слишком умную, но предприимчивую гопницу. она органична и в чем-то даже симпатична, если допустить, что такая не встретится на нашем пути. она изощренная и в то же время незлонамеренная вредительница.
еще в сериале есть опять Камынина и еще Федорцов, оба искрометные. и Михаил Тройник, кстати, хороший актер из новых.
стилистика сериала использует некоторые приемы из Fleabag, но на этом сходство и завершается. гадостей, которых в Fleabag навалом, тут значительно меньше. и даже сидение на унитазе можно простить, оно ж сюжетообразующее. и как персона Ира по сравнению с героиней Уоллер-Бридж попроще.
это не совсем то кино, где все время хочется смеяться - тем не менее это остроумно и небанально.
и смотрится это легко, не грузит, даже где-то затягивает. к тому же я никак не могу объявить сериал глупым или тупым. тупой может быть вот такая жизнь, хотя Ира всячески ее заостряет.
и похоже, что история не закончена. думаю, буду смотреть, что дальше, если выпустят.
Кибердеревня
2023, 1 сезон, 10 коротких серий+новогодняя серия
режиссёр Сергей Васильев
два молодых оптимистичных изобретателя - Николай и Константин - соорудили переселятор душ. первое испытание не удалось, на разработку забили, оставив ее без дела. и открыли совместный бизнес. а потом жизнь их развела. Николай - трудяга, фермер на Марсе, у него семья и множество мелких киберустройств для хозяйства. Константин отжал бизнес себе и разбогател, но спустя много лет дела пошли хуже, и вот жизнь сталкивает их лбами.
Константину необходима добыча минерала недоступния, который - вот удивительно - залегает аккурат под фермой Николая. и как ни странно, именно в это время переселятор срабатывает...
сериал оказался добрым и смешным, собрав множество тропов и цитат из разных фильмов и книг, порой заимствуя целые фразы типа "Людк, а Людк!".
отсылки роднят его с другим сериалом - "
Два холма", но если в Холмах превалирует стерильное и приглаженное феминистическое будущее на контрасте с неблагополучной Москвой, то в Кибердеревне гораздо больше стилизации под уютненькое советское прошлое. ее локации разбросаны по разным планетам, при этом неминуемо напоминают до боли знакомые советские захолустья. особенно остро выглядит сатира на актуальность на одной из планет, опять же в застойных декорациях с картонной ракетой.
и даже понимая, как больно осознавать отраженную в пыльном зеркале реальность, все равно смешно. так это сделано и сыграно, что смешно все время, даже сквозь набежавшую слезу. и сделано это не клюквенно и не пошло, а по-доброму, любя. а как решено перемещение между локациями - шикарно придумано.
финал явно намекает на продолжение, и я его уже жду. про новогоднюю серию только что узнала, не видела еще, но там вроде приквел.
в касте в основном незнакомые имена. из более-менее известных - Бурунов озвучивает робота, а в роли Николая - Сергей Чихачев, один из создателей передачи "От винта!". и сыграл прямо ну очень достойно. собственно, к остальным актерам претензий тоже нет.
сериал появился на основе видеопроекта Birchpunk, показывающего наше будущее в стиле киберпанк, и начался с короткометражки, в которой играл все тот же Чихачев, занимавшийся до этого в основном дубляжом. например, он голос позднего Шварценеггера.
сюжет опять же эксплуатирует тему опасности доверия роботам, но использует какие-то новые подробности, так что смыслов тут достаточно.