индейская нефть, волшебный шоколад, апокалиптические олени

Mar 03, 2024 23:23

пятерка фильмов ушедшего 2023 года.
некоторые, кажется, номинируются на Оскара. но как обычно, мне это не особенно важно. смотрела я их не за этим.

Убийцы цветочной луны
Killers of the Flower Moon
2023, режиссер Мартин Скорсезе



индийское племя осейдж, насильно переселенное в резервацию на новом месте, внезапно получает от провидения награду - нефтяное месторождение. увы, награда оборачивается наказанием. разбогатевшее было племя снова подвергается насилию. формально оно владеет источником доходов, но под благим предлогом его члены признаны недееспособными - ну разве могут неграмотные индейцы правильно распоряжаться капиталом?
в итоге - белый большой брат методично прибирает все к рукам, постепенно уничтожая племя. кого-то просто тихо ликвидируют, а вот индейских женщин, к которым переходят наделы, принято брать в жены, а уж потом можно и убить, получив приятное наследство.
с войны возвращается Эрнест и начинает работать таксистом. тут он и знакомится с Молли, у которой большая индейская семья и доля в нефтедобыче. его дядя, называющий себя королем, поощряет назревающий брак и уже строит планы пополнения собственных богатств. потому что тут у него все схвачено, все работает на него. для прикрытия он заботится о родственниках, помогает индейцам, периодически отделяя немножко средств им на выживание.

фильм снят по реальным событиям, и его надо смотреть хотя бы для того, чтобы получить наглядный урок истории и сделать выводы.
книгу, лежащую в основе, я не читала, но понятно, что там разбор ситуации куда более подробный. здесь же авторы мечутся между желанием охватить и жизнь в индейских традициях, и личную историю Эрнеста, и криминальную интригу, и неминуемо наступившее расследование, и даже трех часов на это не хватило.
в итоге удивляешься, когда это народилось столько детей у Молли; поражаешься количеству смертей на каждые полчаса фильма и полной безнаказанности нефтяной мафии.

кроме историчности, основное - это противостояние двух персонажей в блестящем исполнении Ди Каприо и Де Ниро. совершенно безвольный Эрнест, который не может определиться, что он любит больше - деньги или семью. и двуличный дядя-король Хейл, умело маскирующий корысть под маской добродетели.
честно говоря, не ознакомившись с реальной историей,[спойлер]не надеялась на хоть какое-то возмездие. и оно оказалось приятной неожиданностью, немного скрасившей финал.
интересна этническая сторона, то ли цивилизующаяся, то ли деградирующая под нажимом белых. индейцы, соблюдающие свои обряды, уже ходят в модных шляпках и напиваются в салунах до белой горячки. весьма неглупая и уже не слишком юная (и не совсем здоровая) Молли соглашается на брак, вроде бы все хорошо обдумав. но поверив в любовь, передает все полномочия мужу, за которым стоит всемогущий дядя.

отличные индейские актрисы.
Лили Гладстоун в роли Молли - сдержанная, преданная во всех смыслах, преисполненная достоинства, но лишенная возможности что-то решать и угасающая под ласковым присмотром опекунов. актриса достаточно востребованная, недавно ее видела в Первой корове. мне нравится, как она молчит и смотрит с затаенной улыбкой.
Танту Кардинал в роли бабушки - хранящая традиции глава семьи, но бессильная в том, чтоб уберечь свое потомство от вымирания. более сотни ролей. забавно, что такое запоминающееся имя - на самом деле прозвище, данное девочке бабушкой в честь какого-то инсектицида.
ну и Джесси Племонс, который обычно играет нерешительных и незадачливых персонажей, тоже приятно удивил контрастом внешней мягкотелости и упорством в расследовании.
так что фильм считаю обязательным к просмотру и не лишенным многих достоинств, но какие-то формальные придирки все равно есть.

Призраки в Венеции
A Haunting in Venice
2023, режиссер Кеннет Брана



Пуаро уходит на пенсию. живет в Венеции, нанял охранника, отгоняющего потенциальных клиентов. блаженствует на террасе с пирожными, когда к нему наведывается старая знакомая - Ариадна, автор детективов.
несмотря на его вялое сопротивление, ей удается заманить сыщика на спиритический сеанс под предлогом разоблачения медиума-мошенницы. та собирается вызвать дух покойной любимой дочери бывшей оперной певицы, хозяйки обветшалого огромного некогда роскошного палаццо.

это третья экранизация Агаты Кристи с Браной в ролях режиссера и самого Пуаро. достаточно вольная - не только сюжет перекроен, но и вместо Англии сырая, промозглая, мрачная Венеция. эти каналы, получившие невесть сколько утопленников. эти облезлые темные стены в росписях и гобеленах. захлопывающиеся двери, падающие люстры, загадочно светящиеся в ночной мгле верхние балкончики. все это однозначно неплохо выглядит даже для тех, кто не воспринимает данное воплощение Пуаро.

меня лично напрягала пара вещей.
бесконечные скримеры, резкие внезапные звуки заставляют вздрагивать каждые пару минут. этакое злоупотребление годится для дешевеньких хорроров, но не для обстоятельного, затратного и без того жутковатого кино. пугать надо саспенсом, как завещал Хичкок, а не дверным скрипом, воплем попугая и падающей чашкой.
и - не знаю, это только у нас такая пафосная озвучка или она копирует оригинальную. выспренность прилично зашкаливает. правда, самый странный завывающий дубляж - героини Йео - выполнен человеком, у которого в списке это единственная работа.
а так - ну можно посмотреть, разгадка весьма многослойная, и если вы вычислите одного виновного, то это еще не вся интрига.
и я в курсе надругательств над образом подружки с яблоками, но я последние лет 30 не так много и часто читаю автора, чтобы мне это бросилось в глаза.

Оставь мир позади
Leave The World Behind
2023, режиссер Сэм Эсмейл



супружеская пара с двумя детьми спонтанно выбирается на уикенд за город. потому что мама Аманда (Джулия Робертс) не слишком цензурно заявила, что ненавидит людей и ей нужен тайм-аут. папа Клэй (Итан Хоук) всегда за то чтоб отдохнуть, дети никогда не против, особенно когда с собой гаджеты, а за городом бассейн и море.
прекрасное начало выходных омрачает странное: в пляж врезается огромный танкер. а дальше больше, все непонятное и вроде пока несмертельное, но весьма напрягает именно неизвестность.
еще и хозяева домика, отец с дочерью (Махершала Али и Майхала Херролд) объявляются - им негде переночевать.
и вот четверо белых курортников сталкиваются лбами с парочкой черных владельцев, социофобия с БЛМ, недоверие с вынужденным соседством.
все не рады друг другу, а дочь Аманды не рада отсутствию возможности досмотреть "Друзей".

довольно медленный конец света - излюбленный сюжет в кино. интересно же смотреть, как люди переходят от паники к пониманию и начинают проживать оставшиеся дни/часы. правда, в данном случае полного понимания так и не наступило - только довольно бредовые теории заговора. или не бредовые? но не все детали стройно вписываются в концепцию.
поэтому паника длится до самого финала, который мало что объясняет. он открытый, но, так сказать, саркастичный.
мне в общем интересны такие сюжеты. не могу сказать, что этот фильм прямо всем хорош.
но - актерская игра претензий не вызывает; корабль, выползающий по песку, чрезвычайно эффектен; поведение персонажей в данной ситуации вполне достоверно.
картинка неплоха. молчащие олешки, неуправляемые машинки, фонтан из листовок - все это яркие интересные детали.
так что - посмотреть можно. не слишком вдумываясь.

Вонка
Wonka
2023, режиссер Пол Кинг



мальчик Вилли Вонка (Тимоти Шаламе) одержим идеей стать великим шоколатье (впрочем, он так представляется задолго до успеха). идею посеяла в нем мама (Салли Хокинс), воруя для него по одному какао-бобу и наскребя их на шоколадку. откуда-то у мальчика взялся помятый волшебный цилиндр и сундучок с ингредиентами, и вот он едет сразу в большой город, где шоколадный бизнес полностью контролируется тремя магнатами, у которых на содержании корыстный коп-сладкоежка и священник с армией из пятисот монахов.
совершенно неграмотный и самоуверенный парень моментально попадает в рабство к хозяйке трактира-прачечной. и под чутким руководством чернокожей сиротки ему удается найти выход из положения. а потом еще. и опять. и снова.

пора мне перестать смотреть детские мюзиклы, потому что я не могу не придираться. не знаю почему, но перепетые на русском языке песни опять вызывают стыд. постоянные логические дыры и жирафы рояли в кустах вызывают кучу вопросов.
как неграмотный бедный мальчик смог обзавестись кучей приспособлений и ингредиентов для всего, что он в фильме делает? магией? да блин любая самая простая магия требует вложений, усилий, обучения и в конце концов расплаты за злоупотребления.
как он умудряется везде из воздуха брать все, что потерял и не имел? включая цилиндр и сундучок?
почти все взрослые в фильме - абсолютное зло. кроме сокамерников, мамы и еще другой мамы. нормально?
да, ярко, все поют и пляшут, справедливость восторжествует. может, этого и достаточно, а я старая ворчунья.
из чего он в конце концов сотворил эту фабрику, а? у него даже волшебной палочки нету. не, я в курсе - наторговал. но не верю. зато красивый замок испоганил. и трубы эти шести цветов радуги. а то кто-нибудь минус поставит и прощай Оскар (ахах, проверила, не помогло).

Опавшие листья
Kuolleet lehdet
2023, режиссер Аки Каурисмяки



симпатичная блондинка Анса лишается работы в супермаркете и идет с подругой отметить грустное событие в караоке-бар. в это же время там отдыхают два друга - один выпивает, другой идет петь песню про рябину. с дамами перекидываются парой слов, из которых следует, что певец старше, чем прикидывается.
спустя время Анса встречает того, пьяницу, и проводит с ним вечер в кафе и кино. она сегодня снова лишилась очередной работы, и угощение от ухажера было очень кстати. забавно, что в кино они пошли на "Мертвые не умирают" (я посмотрела его за пару дней до этого), и Анса призналась, что давно так не смеялась.
а что дальше, спрашивает она?
а дальше он теряет ее номер телефона.
ну все, думаю, теперь весь фильм, как положено, они будут искать друг друга. но нет - дальше немного иначе.

грустный фильм про одиночество, про трудности, про бедность и бесприютность. тем не менее периодически очень смешно.
герои какие-то отстраненные, эмоции почти скрыты, но в глазах можно прочитать очень многое.
диалоги забавные.
- помнишь ту девушку? мы вчера чуть не поженились с ней. но я потерял ее телефон.
- а что же ты не поищешь через справочную?
- а я не знаю, как ее зовут.

и караоке, когда один поет рок-н-ролл, второй народную в ритме танго, третий Маленькую ночную серенаду Шуберта.
мне понравилось. кажется, из данной пятерки это единственный фильм, к которому я не придираюсь.
Альма Пёйсти, сыгравшая ранее Туве Янссон, тут немного другая, но не кардинально. тихоня, с железной волей, состраданием к тем, кому сложно, и светлой душой. и красивая, конечно :)
отличный одноголосый перевод porcellus1 - так же как в недавно просмотренном про Бондлькрамера.

2023, кинематограф, killers of the flower moon, Мартин Скорсезе, kuolleet lehdet, пятерка, a haunting in venice, экранизации, Аки Каурисмяки, leave the world behind, wonka, мюзикл, конец света

Previous post Next post
Up